Подъезды к району и местные экскурсионные маршруты



Начальным пунктом маршрутов по Кодару, Удокану и Чарской котловине и административным центром Каларского района является село Чара.

Поскольку район отрезан от железной дороги многочисленными горными хребтами и не имеет сети сухопутных дорог, туристы прибывают сюда, как правило, по регулярной трассе аэрофлота Чита—Чара. Тем, кто не связан короткими сроками отпуска, не боится дорожных хлопот и хочет подробнее познакомиться с природой и людьми Забайкалья, можно предложить в летнее время для подъезда старый водный путь по Витиму. Этот путь и сам по себе уже представляет любопытный маршрут, однако он очень долог.

Начинается путь в Романовне, крупном витимском поселке, связанном автодорогой с Читой. Каждый год в период паводков, обычно падающих на июль, из Романовки на средний Витим ведется сплав, с помощью которого осуществляются массовые перевозки грузов для экспедиций и населения, работающего по его берегам. Путь на катере от Романовки до Усть-Муи занимает 3— 4 дня, но, поскольку уровень воды на Витиме меняется очень быстро и с большими амплитудами, путешественники должны быть готовы прождать некоторое время, пока на реке создастся сплавной уровень (он держится в Романовке всего 30—45 дней в году) и откроется навигация. Ниже впадения Ингура перевозки по Витиму осуществляются в течение более продолжительного времени.

На самостоятельный спуск на плоту без достаточного опыта решаться, безусловно, не следует. На первых же 120 км Угрюм-река встретит смельчаков несколькими десятками перекатов—“шипишек” и шивер с покатью и порожками. А затем понесет по высоким валам, закружит коварными уловами, чтобы за устьем Бамбуйки опять встретить “бойцовыми” камнями шивер, коридорами “щек”, где скорость потока достигает 20—25 км/час, и, наконец, свирепыми Парамским и Делюн-Оронским порогами. Доехавшим до Муи рекомендуется далее воспользоваться авиалинией Муя—Чара.

Другой путь к нашему району начинается на Байкале. Два с половиной дня путешественникам предстоит с борта парохода любоваться величественной красотой сибирского моря, а затем, проехав на речном теплоходе от Нижне-Ангарска до Куморы (Верхне-Ангарск), углубиться горными тропами Северо-Муйского хребта в витимскую золотоносную тайгу. Пешеходный участок занимает немного более недели и приводит на то место Муи, откуда возможен сплав. Надо знать, что река проходима только в верхнем и нижнем течении, где она полноводна, спокойна и, если забыть об окружающих горах, чем-то напоминает реки Европейской части Союза. Сплав до села Муя (с учетом обхода порогов в среднем течении и двойного строительства плотов) занимает 12—15 дней, но оставляет приятные воспоминания о не по-сибирски мягкой тайге Муйской котловины, что отметил еще П. А. Кропоткин, когда он в 1866 г., доверившись случайно найденной берестяной эвенкийской карте—куску коры, на котором охотничьим ножом была вырезана схема местности, — вышел к устью Муи.

Собирающиеся в Чару зимой для подъезда от железной дороги могут использовать 700-километровый автозимник Могоча—Чара. Проложенный в горнотаежных и гольцовых районах, он пересекает несколько довольно высоких перевалов, например: Тукалачи (1870 м), Медвежий (1530 м), Намингинский (1790 м), Скольский (1570 м). Пожелавшим “прокатиться” по этой дороге надо, однако, помнить, что ее трасса идет по наиболее холодным местам Забайкалья. Так, она пересекает Китемяхтинскую котловину, где абсолютный минимум температур достигает минус 65°, что лишь на 3° выше, чем на “самой морозной” Тенькинской автодороге, проложенной на северо-востоке страны в зоне абсолютного полюса холода северного полушария. Кроме того, в предвесенний период на дороге значительно повышается опасность задержки транспорта из-за мощных снежных заносов на перевальных участках.

В будущем туристы смогут прибывать в Чару и железнодорожным транспортом: с юга намечено построить ветку от станции Могоча. А лет через пятнадцать здесь проляжет стальная нить Северной Транссибирской магистрали, которая, пройдя на 400—700 км севернее ныне действующей трассы, сократит почти на 1000 км путь с Урала на Дальний Восток. Первый участок этой линии— Тюмень—Сургут—уже близок к освоению.

Чара—база многих изыскательских экспедиций и как районный центр имеет все необходимые учреждения, включая Дом культуры и типографию собственной газеты “Северная правда”.

Из Чары можно совершить ряд несложных экскурсионных маршрутов, рассчитанных на 1—7 дней. Вот некоторые из них.