4. На байдарках вокруг Олхинского «треугольника»

 

Олхинское плато насыщено густой сетью многочисленных водотоков, которые преимущественно текут от середины к его периферии, обрывистому контуру. Однако в этой сети нет ни одной речки, по которой можно было бы пропутешествовать на мелкосидящих судах (за исключением, по-видимому, Олхи от ст. Рассоха и Бол. Половинной, от порогов, по которым можно сплавиться на резиновых лодках). А вот водный контур плато, состоящий из трех почти равных отрезков, которые и образуют геометрическую фигуру равностороннего треугольника, включающего Байкал на юге и его фактический залив — Иркутское водохранилище на северо-востоке и многоводный Иркут на северо-западе, предоставляет значительные возможности для занятий водным туризмом и даже его экстремальными формами. В значительной степени этому способствует и наличие транспортных узлов в вершинах треугольника — Култука и Слюдянки, порта Байкал и пос. Лиственничный и г.Иркутска, которые позволяют доставлять к стартовым пунктам любые легкие сборно-разборные суда: катамараны, плоты, байдарки и пр.

При хорошей организации похода и слаженной команде на байдарках при благоприятной погоде каждую сторону «треугольника» можно пройти за 2 дня: именно байдарки позволяют при слабом течении или на «стоячей» воде развивать скорость до 10 км/час.

 

Сплав по р. Иркут по маршруту: мест. Анчук—мест. Выгузово—д. Моты—(д. Введенщина—с.Смоленщина—г. Иркутск)

                                                              

Спортивный маршрут второй категории сложности со множеством перекатов, шивер и порогов, увлекательный и насыщенный приключениями в горной части р. Иркут (Анчук—Моты), предъявляющий к участникам повышенные требования: иметь опыт водных путешествий и уметь хорошо плавать, уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в воде. Практически все препятствия обносятся по берегу, поэтому первое требование к применяемым судам — легкость при переноске и простота устройства при ремонте. Минимальное количество судов — два, идти следует компактно, в пределах видимости, первое судно с опытными гребцами должно разведывать путь и своевременно оповещать остальных о приближающихся препятствиях (кстати, их заблаговременно выдает надвигающийся шум, почти все они видны издалека, поэтому перед ними лучше остановиться и подойти берегом для осмотра).

От Култука до Анчука, устья р. Бол. Быстрая, около 13 км, от начала сплава по р. Иркут до местности Выгузово — ок. 80 км, до Мот — 97 км. Обычно в Анчук заезжают вечером в пятницу, за 2 выходных дня доходят до паромной переправы через Иркут в пос. Шаманка (д. Моты), демонтируют суда и выезжают попутным транспортом или рейсовым автобусом. Сильная группа в благоприятных условиях и при постоянной работе веслами на равнинной части Иркута, которая начинается после Мот, может позволить себе сплав до Иркутска (затрачивается 20 ходовых часов), до улиц, выходящих на Иркут и Ангару. После Введенщины на реке много островов и проток (следует держаться правых по ходу).

Анчук, отправная точка сплава, когда-то популярный дом отдыха, сегодня в запустении: еще недавно здесь обитал сторож, охранявший заброшенные одноэтажные постройки. Отсюда Иркут начинает свой разбег, круто поворачивает влево к «серпантину» Зыркузунской петли; начало ее в семи километрах от Анчука знаменует утес Кулич с первым препятствием перед ним — Куличьей шиверой. Отсюда Иркут почти 10 км словно «идет» по линейке лесистого каньона (с тремя шиверами), чтобы после известной скалы-утеса Столбак (кстати, это памятник природы Иркутской области) круто, почти на 180° повернув направо, закончить вторую петлю Зыркузунского прорыва хребта Быстринская грива. В 1921–1922 гг. здесь по плану ГОЭЛРО были проведены изыскания для Иркутной ГЭС: Иркут планировалось пропустить километровым тоннелем под Быстринской гривой.

Сразу за поворотом — первый порог, Малый: надо вписываться в струю между камнями, проходить высокие валы после «ям», и для байдарок здесь очень важно наличие фартуков, защищающих от заливания водой. После этого пороги довольно равномерно распределены до Выгузовой, левого притока Иркута, в устье которой в послевоенные годы размещался поселок лесозаготовительного участка: Большой, Косая шивера, Бык, Мотский (после впадения справа первого крупного на этом участке притока — Большой Зазары), Муромский. Вырубавшийся лес сплавлялся по Иркуту до самого места его впадения в Ангару в Иркутске, где его вылавливали для переработки на так называемом лесокомбинате. Об этой поре сейчас в этих местах напоминают многочисленные зарастающие дороги и вырубки, да бамбуковая мемориальная беседка, поставленная родственниками японских военнопленных, чей труд широко использовался на лесозаготовках.

Перед Выгузово — мощный скальный утес-прижим, который заставляет реку круто повернуть влево. После Выгузово Иркут почти полностью успокаивается, вдали, на левом берегу показывается полосатый Шаманский утес: здесь, у паромной переправы, можно сказать, заканчивается спортивная, самая увлекательная часть сплава, и можно сушить весла (интересно, что именно отсюда, от Шаманки, иркутские туристы на деревянных плотах — лесу по берегам было вдоволь — начинали осваивать Иркут в 60-е годы).

 

На байдарках по Байкалу и Иркутскому водохранилищу. пос. Култук—ст. Маритуй—порт Байкал—исток р. Ангара—акватория Иркутского водохранилища—плотина Иркутской ГЭС

 

Освоение акватории Байкала спортивными гребными судами начинается в конце 30-х годов ХХ в.: от Слюдянки походы на шлюпках совершали до мыса Дыроватого. А с постройкой плотины Иркутской ГЭС у иркутской молодежи в моду вошли прогулки по Иркутскому водохранилищу, при этом ялы поднимались на плотину из нижнего бьефа, от Ангары, на руках; именно в те годы так не хватало судоподъемника, предусмотренного, но не построенного на плотине ГЭС.

В наши дни применение легких переносных сборно-разборных каркасных судов, какими являются байдарки, позволяет доставить их прямо к урезу воды в отправной, стартовой точке. Такими точками для байкальского катета олхинского треугольника могут быть как Култук, так и порт Байкал (или Листвянка). Стартовать из Листвянки следует лишь при устойчивой погоде, т. к. в этом случае в направлении порта Байкал придется преодолевать более чем километровый исток Ангары. Финишировать в таком случае лучше в Култуке, вблизи насыпи, на которой расположен ОП Земляничный — здесь самое близкое расстояние до пригородной электрички. При благоприятной погоде участок Листвянка — Култук проходится за 2 дня, в этом путешествии представляется возможность осмотреть живописные скальные сбросы Олхинского плато к Байкалу и все многообразие инженерных сооружений Кругобайкалки, причем с необычной, нижней точки зрения.

Сплав по второму «катету» — водохранилищу, естественно, лучше начинать от Листвянки, чтобы на первом десятке километров использовать попутное течение в истоке Ангары. Здесь же, в истоке, следует определиться, какого берега следует придерживаться, чтобы вовремя «перейти» исток: в непогоду широкие разливы водохранилища так же опасны для байдарок, как и Байкал. И чем ближе Иркутск, тем больше мусора на берегах заливов, особенно с левого берега, тем больше сложностей с размещением бивака.

Если сложить вместе два таких «катета», то получится великолепный отпуск на воде с продолжительностью 5–7 дней. А если соблюдать правила безопасности и «облизывать» берега Байкала и водохранилища, то в состав команд-экипажей можно включить и членов семей, детей и подростков. И стартовать в таком путешествии лучше всего в Култуке, высадившись на Земляничном. А если финишировать надо на пристани «Ракета» в Иркутске, то от порта Байкал с левого берега лучше сразу переправиться в самом узком месте истока Ангары, взяв направление на недавно отстроенные белые здания Центра спасения МЧС на Байкале в Николе.