3. Ледовая арена Байкала

 

Зимний Байкал — великолепная естественная ледовая арена для многих зимних видов спорта и туризма, хотя поначалу он с ХVII в. широко используется исключительно в транспортных целях. Пример в спортивном использовании акватории подали студенты-лыжники Иркутского университета, которые с научными и экспериментальными целями взяли 26 января 1936 г. старт в военизированном лыжном переходе в противогазах по маршруту Иркутск—Байкал—Улан-Удэ. Одиннадцать студентов должны были проверить пригодность противогазов в зимних условиях и выявить особенности их применения. В эту же зиму бросок на лыжах по льду Байкала совершают комсомольцы Нижнеангарска — с севера Байкала в Иркутск. В послевоенные годы туристы ищут способы эффективного и быстрого покорения пространств белого безмолвия — пробуют конькобежные, пешие и комбинированные переходы. Инициатором пешелыжных однодневных походов на трассе Танхой–Лиственичное в феврале 1965г. выступил спортколлектив Сибирского энергетического института, в дальнейшем этот сорокакилометровый переход в мартовские дни привлекал сотни человек из городов Приангарья и стал традиционным спортивным мероприятием. Расскажем о нем чуть подробнее, т. к. он в вариациях старта от разных станций Транссиба на южном берегу может быть взят за основу. При относительно нормальных условиях (без сильного встречного ветра, при котором лучше не выходить) маршрут преодолевается за 10–11 часов. При глубоком снеге и без лыжни, проложенной предыдущей группами, при гологлядке со стороны Лиственничного, при мокром снеге со стороны Танхоя на переход может уйти и более 15 часов. На переход рискованно выходить без компаса —противоположный берег на таком расстоянии виден без деталей и ориентиров, а в случае тумана или снегопада не виден вообще. Для вычисления азимута направления надо иметь карту, или запомнить азимут направления Танхой—Листвянка: 337°.

Есть еще один традиционный массовый маршрут, который частично проходит по льду: Переезд—устье р. Бол. Крутая губа—ст. Слюдянка (ок. 35 км). Ледовая часть может быть сокращена путем выхода на остановку Темная падь через пос. Старая Ангасолка.

Второй вариант завершения этого маршрута: от Крутогубского железнодорожного моста уходят не направо, на Слюдянку, а прямо — на ст. Утулик (азимут 150°). Это будет по расстоянию больше, но лыжники все равно успевают на вечернюю электричку Мысовая—Слюдянка (а в итоге и на иркутскую электричку). В этом варианте на пути бывает широкая трещина, которую приходится обходить.

Очень перспективны на зимнем Байкале эмоциональный и экологичный буерный спорт, групповые путешествия на снегоходах и собачьих упряжках, походы верхом на лошадях или в розвальнях, полеты на дельтапланах с мотоприводом или без него, спуски на лед Байкала с байкальских круч на парапланах и пр. И, как ни странно, популярнее становится велосипедный туризм, современные велосипеды позволяют без особых проблем в весенний период и после ледостава проходить значительные расстояния (популярный маршрут Листвянка—Слюдянка длиной 75 км проходится за один день). Особые перспективы у вездеходов на пневмоходу на камерах большого диаметра (от тракторов), которым даже не страшны невысокие торосы.

Возможно, серьезный толчок освоению ледовой акватории дадут проводимые в Южном Прибайкалье с 2003 г. международные Байкальские фестивали зимних игр «Зимниада». Программы зимниад включают лыжный марафон в 110 км, гонки на снегоходах, автомашинах и буерах, лыжные гонки, марафонский забег по Байкалу, соревнования по ледолазанию и горнолыжному спорту, байкализму, пешие переходы и др.