2. Лыжные маршруты на Олхинском плато

                                                              

Развитая и медленно зарастающая сеть лесовозных дорог на плато создала в этом глухом незаселенном краю беспрецедентную возможность попадания человека практически в любой его уголок. Этой особенностью сразу стала пользоваться прежде всего многочисленная армия добытчиков таежных богатств — черемшатников, ягодников, шишкарей, а также любителей таежного уединения и путешественников. Олхинское плато сегодня — это постоянный снежный покров уже в конце октября, первые и долговременные лыжни рядом с городом (подъезд на электричке, как и в автобусе, всего час-полтора) уже в начале ноября (в 2002 г. первая лыжня на 20 км из Трудного была накатана уже 2 ноября). Есть и еще одна особо привлекательная особенность пробегов на плато: от Рассохи резко нарастают подъемы вдоль железной дороги в сторону перевала (ст. Андриановская), а в обратную сторону будет соответственно только спуск. Этим обстоятельством и пользуются лыжники, используя железнодорожный транспорт как своеобразный подъемник: для этого надо только доехать до остановочных пунктов Огоньки, Трудный, Санаторный, Переезд и др.

Однодневные походы в зимнем лесу не столько несомненное удовольствие и общение с друзьями и знакомыми, но и желанная и долгожданная эмоциональная мышечная работа для организма после трудовой недели. Очень многие сочетают ее с парной баней в многочисленных зимовьях, построенных и бережно охраняемых хозяевами в основном в районе «притяжения» железной дороги, в бассейне Бол. Олхи.

Ниже рассказ об основных лыжных трассах.

Самый популярный стартовый лыжный пункт на Транссибе в пределах Олхинского плато — это ОП  Трудный, от которого отходит несколько лыжней с общим началом. Условно среди них можно выделить более короткую (Малый круг), среднюю (Средний круг) и длинную (Большой круг)

 

 

Малый круг: Трудный—руч. Левинский—Витязь—Нижняя тропа—Орленок (ст. Рассоха), ок. 24 км

Лыжня начинается слева от двух путейских бараков в прямой и широкой просеке подъемом средней крутизны. Он продолжается минут двадцать, и некоторые предпочитают разогреться пешком, неся лыжи на себе. Лыжня слева обходит небольшой дачный поселок в густом сосновом лесу. Минут через 20 слева к лыжне подходит широкая, зарастающая молодыми сосенками просека бывшей ЛЭП, лыжня здесь раздваивается: пойти влево — после крутого подъема крутые же спуски. Примем оптимальный, чуть более длинный вариант — пойдем вправо.

Минут через 45 от железной дороги — широкая просека с ЛЭП, сразу за ней лыжня вновь раздваивается — прямо на юг визиркой она уходит на Средний и Большой круги, а влево, почти под прямым углом, вначале параллельно ЛЭП — на Малый круг. Минут через 10 лыжня уходит от ЛЭП вправо, на восток, и далее с постепенным снижением (преобладают длинные спуски), пересекая верховья ручьев Малый Кумыр-Ясдо и Комурястый, приходит к действующему зимнику, лесовозной дороге, несколько спусков по ней — и впереди, уже в пойме Бол. Олхи показывается долина ручья Левинский. Сразу за ним, за деревянным мостом, под теплыми юго-восточными склонами лыжники устраивают обеденный перерыв, позволяют себе отдохнуть перед второй половиной пути. Отсюда в лесном прогале на восток хорошо виден правый склон Бол. Олхи, в его редколесье — останец Идол. Через несколько сотен метров дорога пересекает еще один левый приток Большой Олхи, от него подъем на перевальную точку гребня, после которой два коротких спуска — к Витязю и Олхе. К ней можно пройти и по действующей лесовозной дороге, но в спусках по наезженной колее мало приятного, да и Витязь остается в стороне. От Витязя уже знакомой Нижней тропой, наезженной грунтовкой. правым берегом Бол. Олхи по лыжне до Орленка 40–60мин., но лыжники обычно предпочитают пройти по автодороге вдоль Олхи еще 2 км — до ст. Рассоха, где в зале ожидания (неотапливаемом) можно переодеться и подождать электричку.

В итоге на 24 км затрачивается около 3–3,5 часа, средняя скорость — около 8 км/час.

                                                              

Средний круг: Трудный—ЛЭП—ручей Каймурастуй—зимник вдоль Бол. болота—руч. Левинский—Витязь—Нижняя тропа—Орленок (ст. Рассоха), ок. 42 км

 

Это круг для тех, кто хочет побольше «нагрузиться» путем удлинения пробега: к Малому кругу добавляется почти горизонтальный участок вдоль так называемого Бол. болота в пойме меандрирующей здесь Бол. Олхи. Начало от Трудного до ЛЭП общее для трех кругов, отсюда лыжня по визирке, по прямой линии быстрым, но пологим длинным спуском идет на юг в широкую заболоченную долину ручья Каймурастуй, на его правом берегу встречается с лыжней из Санаторного. Равнинный ход между кочками Каймурастуя, левого притока Бол. Олхи, сменяется зимником, идущим от лесоразработок в районе Золотого ключа левым краем Большого болота, характерным признаком которого является большое открытое безлесное пространство заболоченного участка поймы главной реки плато. В северо-восточном направлении на расстоянии в 5 км на безлесном гребне хорошо просматривается силуэт скальника Старуха. В конце болота лыжня выходит в долину ручья Левинский и далее повторяет путь Малого круга до Орленка.

Чуть более 40 км проходятся за 4 часа, т. е. со средней скоростью около 10 км/час.

                                                              

Большой круг: Трудный—ЛЭП—руч. Каймурастуй—Большое болото—кл. Широкий—кл. 2-й Зырянский—горнолыжная трасса—Нижняя тропа—Орленок (ст. Рассоха), ок. 52 км

 

Лыжня Большого круга в первой своей половине повторяет трассу Среднего круга на участке Трудный—дачи—ЛЭП—руч. Каймурастуй—Бол. болото. В вершинной, северной части Большого болота вправо, в сторону кл. Широкого в мелколесье лыжня уходит в прогал к р.Бол. Олхе, через которую построен новый деревянный мост под лесовозную автодорогу для вывоза леса из р-на Идола. К этому мосту можно подойти и от перекрестка двух зимников, если пройти чуть дальше — в  сторону ручья Левинского. Почти сразу за мостом справа и слева, есть полянки с кострищами, на которых можно сделать передышку и отдохнуть. Отсюда лыжня идет на границе леса и Бол. болота правым склоном руч. Широкого. От восточной вершины треугольника Бол. болота трасса лыжни почти под прямым углом уходит подъемом на север, к перевальной точке. Через полчаса после начала подъема в сосновом лесу начинаются спуски в долину 2-го Зырянского ручья с его многочисленными зимовьями на склонах, к Горнолыжке, самодеятельной горнолыжной трассе с группой домиков-зимовий. До нее 20 мин. упоительных крутых разъезженных спусков, оставляющих яркое и незабываемое впечатление.

От Горнолыжки по накатанной грунтовке 15 мин. до лесовозной дороги Золотой Ключ—Большой Луг у железобетонного моста через Бол. Олху, отсюда Нижней тропой до Орленка 40 мин.

На Большой круг уходит 5–5,5 часов, средняя скорость около 10 км/час.

 

От Санаторного к Орленку: ОП Санаторный—автопроезд от ст. Подкаменная—руч. Каймурастуй—трасса Среднего круга—Орленок, ок. 54 км

 

Начало лыжни совпадает с пешеходной трассой от Санаторного к скальникам Ворона, Шахтай: она поднимается грунтовой автодорогой, ведущей от ст. Подкаменная и идущей сухим правым склоном р. Боротистая на восток мимо отворота на Ворону (Ящер). Через 50 мин. лыжня отворачивает налево от автодороги и через 20 мин. легкого подъема достигает перегиба профиля в пределах отворота (налево) к Камню Шахтай. Отсюда плавные спуски, перемежаемые небольшими пологими подъемами, в густом сосново-березово-кедровом лесу северо-восточного склона Бол. Олхи, с ускорениями на перепадах. Наконец, в северном направлении вдалеке показывается глубокая и широкая долина руч. Каймурастуй. К ней почти непрерывный спуск с нарастающим уклоном на склоне долины. Крутой поворот вправо, большая поляна в месте выхода лыжни Среднего круга от ЛЭП. Здесь отдых, обед, отсюда можно пойти на Малый круг или к ОП Трудный, но обычно продолжают путь на Бол. болото по Среднему кругу.

При расстоянии около 54 км времени потребуется 4–4,5 часа, средняя скорость около 12 км/час.

 

От Переезда в Слюдянку: ОП Переезд—долина р. Бол. Крутая губа—акватория озера Байкал—ст. Слюдянка (или пос. Старая Ангасолка—Темная падь), ок. 35 км

                                                              

Это не самый дальний по сравнению с описанными маршрут, возвращаться домой приходится последней электричкой из Слюдянки, но в то же время он имеет ряд достоинств и привлекательных особенностей: сравнительно простой продольный профиль с довольно равномерным уклоном и спусками в сторону Байкала в первой половине перехода (падение высот около 400 м на длине 17 км) позволяют участвовать в нем людям любого возраста, отчего за ним закрепилось название семейного маршрута. А на трех крутых коротких спусках, которые легко опознать по накатанным желобам, можно просто снять лыжи. На этих спусках, ориентированных на юг, во второй половине марта вытаивают первые камни, которые трудно объехать на узкой просеке. Но именно в марте маленькое путешествие на Байкал приносит больше всего эмоций: на берегу в обеденный перерыв можно без всякого риска загорать на оголившихся галечных пляжах, а некоторые продолжают путь к Слюдянке в плавках. Восхищенно завораживают белые просторы Байкала во втором этапе — ледовом (около. 18 км, 2,5 часа ходу): вдалеке в голубой дымке как бы парят в воздухе заснеженные громады Хамар-Дабана, справа вздымаются многоэтажные бастионы мыса Хабартуй, мелькают музейно величественные сооружения Кругобайкалки — тоннели, галереи, арочные мосты и волнобойные стены. Впрочем, сразу после таежного спуска Байкал как бы открывают своеобразные ворота на Кругобайкалке — шестипролетный арочный каменный мост длиной 74,7 м постройки 1904 г. и шестипролетный железобетонный мост на высоченных каменных «быках» длиной 70,62 м постройки 1914 г., перекрывающие речку Бол. Крутую губу в месте ее впадения в Байкал. Этот выразительный представитель действующего музея русской инженерной мысли начала прошлого века имеет одну характерную выразительную особенность: чтобы сохранить арочный стиль каменного моста, напоминающего римский акведук и построенного в первый период строительства Кругобайкалки, через 10 лет проектировщики предусмотрели в железобетонных балках трапецеидальные вырезы таким образом, что и более поздний мост стал по внешнему облику гармонировать с построенным ранее. Так тщательно, эстетично и прочно строился дореволюционной Россией береговой байкальский железнодорожный обход. Маршрут можно закончить раньше, в Старой Ангасолке, а затем пешком подняться на Транссиб, на ОП Темная падь. Две немаловажных детали: у ОП Переезд из-за лесозаготовок в бассейне Крутой губы стартовая часть лыжни в пределах двух километров может быть превращена лесовозами в снежное месиво, и вообще в планах ВСЖД есть намерение вовсе отменить остановку на Переезде.

На маршрут в 35 км времени затрачивается ок. 4 часов при средней скорости в 9 км/час.

По степени трудности к марафонским дистанциям следует причислить и пересечение на лыжах Олхинского плато. Маршруты следуют трассами летних троп с выходом к Байкалу долинами Бол. Половинной, Маритуя и Шебартуя. Для старта команды используют зимовья, чтобы успеть выйти к Байкалу в течение светового дня.