Кругобайкалка — ошибка царских инженеров?

                                                              

Построенный по берегу Байкала Западный участок Кругобайкалки зиждился на оптимизме и твердой уверенности в его непогрешимости большинства изыскателей. Интересно, что точку при наличии нескольких разработанных в конце ХІХ-начале ХХ вв. вариантов в более чем десятилетних изысканиях ставят в 1901 г. не проектировщики, а геологи (в наши дни право окончательного выбора имеют только проектировщики). Так, крупнейший авторитет в области инженерной геологии профессор петербургского Горного института Иван Мушкетов, сравнивая два оставшихся конкурентоспособных варианта — Иркутный и Байкальский береговой — пишет: «… В заключение отмечу, что хотя, по первому впечатлению, оба эти варианта кажутся невозможными для проведения железной дороги, но кто видел альпийские дороги …, тот не может не согласиться, что Кругобайкальская железная дорога несравненно безопаснее, чем многие альпийские, проведенные по крутым склонам из рыхлых, осыпающихся пород». Выводы изыскателей, сделанные 2 июня 1901 г., поддержал и министр путей сообщения князь Михаил Хилков: «…строить западный участок Кругобайкальской железной дороги по береговому направлению выгодно уже потому, что оно представляется более обеспеченным в отношении устойчивости и безопасности устройства полотна и сооружений».

Но были и другие мнения. К примеру, экспедиция 1895 г. начальника изысканий КБЖД Ф. Докса посчитала береговой вариант «весьма невыгодным и даже почти невозможным…»: «…подробный осмотр юго-западного побережья Байкала, — пишет в своем отчете инженер-геолог экспедиции Ф. Докса Л. Ячевский, — убедил меня, что постройка железнодорожной линии вдоль этого берега представила бы неодолимые затруднения и потребовала бы грандиозных затрат».

Уже через 10 лет после постройки второго пути на Кругобайкалке произошли разрушительные деформации склонов, но и до этого она быстро заявила о себе камнепадами и обвалами скальных пород; аварии поездов, грузовых и пассажирских, стали не только обычным делом, но и приняли угрожающий характер. За участком стойко закрепилось определение «скально-обвальный».