Вступительное слово директора проектно-изыскательского института

 

           В преддверии векового юбилея Кругобайкальской железной дороги я с особым удовольствием представляю новую книгу известного иркутского путешественника и краеведа В.П.Брянского, посвященную чудесному уголку южного Байкала. Пожалуй, нет для иркутян места более любимого и притягательного, чем знаменитая Кругобайкалка. Красота цветущих горных склонов и причудливых прибрежных скал, отражающихся в изумрудных водах Байкала, производят поистине ошеломляющее впечатление. Ученые и специалисты-байкаловеды отмечают также необычность геологического строения, ландшафтного облика, растительности и животного мира Кругобайкалки, называя ее уникальной природной лабораторией. Архитекторы и строители не устают восхищаться инженерным гением строителей КБЖД, гармонично вписавших комплекс железнодорожных сооружений в сложнейший горный рельеф побережья. Для историков и краеведов Кругобайкалка — это воплощение трудового подвига наших земляков, создавших шедевр строительного искусства на берегах славного Сибирского моря. Следует также отметить, что сегодня Кругобайкалка — это особо охраняемая природная территория и историко-архитектурный памятник федерального значения, предмет особой заботы Прибайкальского национального парка и Центра сохранения культурного наследия Байкальского региона.

            У специалистов проектно-изыскательского института «Иркутскжелдорпроект», генерального проектировщика ВСЖД, к Кругобайкальской железной дороге особое отношение. Сложные природно-климатические условия, в которых функционирует этот участок железнодорожной магистрали, — камнепады, оползни, катастрофические паводки на горных речках, волновое разрушение байкальских берегов — требуют постоянного внимания к обеспечению безопасности железнодорожного полотна и станционных сооружений КБЖД. За 60 лет существования института нашими сотрудниками выполнен огромный объем топографических изысканий и обследований, разработаны сотни проектов различных защитных сооружений и ремонтных работ. Подчеркну, что каждый из этих проектов был по-своему уникальным, требующим нестандартных подходов, высочайшей квалификации и культуры проектирования. В последние годы институту пришлось достаточно активно заниматься вопросами развития имеющихся баз отдыха (Серебряный ключ, Хвойная, Шумиха, Шарыжалгай), а также проектированием новых рекреационных комплексов (Крутая Губа, Хабартуй) на Кругобайкалке. К сожалению, в связи с финансовыми затруднениями до сих пор не разработана концептуальная схема восстановления и развития Кругобайкалки как единого природного и архитектурно-строительного ансамбля.

            Как профессионалу, мне очевидно, что планы инвестиций в рекреационное развитие юго-западного побережья Байкала в первую очередь должны предусматривать инвестиции в реставрацию самой железной дороги, поскольку она давно уже стала неотъемлемой частью природных ландшафтов и важнейшим компонентом местных достопримечательностей. К тому же, это единственная на общей территории транспортная магистраль, от безопасности и удобства эксплуатации которой в решающей степени зависят перспективы развития района. Коллектив нашего института своими знаниями и опытом готов и впредь способствовать социально-экономическому развитию зоны КБЖД.

            Уверен, что публикация новой книги В.П.Брянского, профессионального железнодорожника, большого знатока и энтузиаста байкальской природы, станет великолепным подарком любителям-краеведам и внесет достойный вклад в сохранение и развитие дорогой сердцу каждого иркутянина Кругобайкальской железной дороги.