Ледовые дороги Байкала

 Сергей Волков, 12.02.2003.
 
 БАЙКАЛЬСКИЕ ЗИМНИКИ


 Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине, с ветерком, по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к хаотичному нагроможденью сверкающих торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенных в высоту наплесковым льдом и, закрученными штормовым ветром, барашками сосулек. Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться, каким бы надежным лед не казался, его коварство не предсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.
 Байкал ежегодно замерзает и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов при температуре воздуха ниже -20°С в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом и опасная ловушка для машин с 2 см тонким льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.
 Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета. В истории Байкала известен факт прокладки по льду Байкала рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903/04 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой. Всего таким образом перекатили 2402 единицы подвижного состава, из них 65 паровозов.
 Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/час", "Время работы с 9-00 до 19-00". Но обычно большинство дорог проложено рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает, даже накатанные дороги по льду не всегда безопасны, очевидцы рассказывают, что видели, как на накатанной ледовой дороге провалилась четвертая машина в колонне идущая по следу. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Коты, у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. Три года назад около Байкальска ушла под лед машина вместе с невестой из свадебного кортежа, неосторожно выехавшая на лед без дороги. В прошлогоднюю, теплую зиму, когда лед на Байкале был не особенно надежным, в коварные ледовые ловушки попало особенно много машин. Только в Ольхонском районе, по данным милиции, в прошлом году утонуло 14 человек. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 не поднятых автомашин. По оценке местных жителей на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.
 Каждый год, когда озеро начинает покрываться льдом, на основании многолетнего наблюдений, местные жители довольно точно прогнозируют надежность будущего льда. "В Листвянке и на среднем Байкале он встал рано, а на юге подзадержался, - говорят они. В Култуке замерзание началось 3 января, при этом пришел битый лед от пос. Листвянка, при замерзании образовались трещины и торосы, что уменьшит прочность льда. Кроме этого в 1,5 км от берега образовалась большая майна более 10 км в окружности, которая замерзла несколько неделями позже. Поэтому в центре Байкала напротив Байкальска из-за более позднего замерзания, чем обычно лед в этом году будет тоньше". Всегда полезно, прежде чем собираться в поездку по льду, поинтересоваться ледовым прогнозом у сведующих людей.
 Обычно на южном Байкала дорога пробивается от Байкальска до пос. Култук и от пос. Култук до пос. Маритуй. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км) и из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаная. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анга на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всех больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужир вдоль острова и в пос. Онгурены. Накатанная дорога каждый год образуется на льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и Чивыркуйским заливом с выходом на гравийную дорогу в Улан-Удэ.
 
 ЛЕДОВОЕ ЦАРСТВО
 Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют в марте. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются камни на дне, что бывает не каждый год. Именно в это время совершается большинство путешествий по льду Байкала. В последние годы стало популярным на лыжах или велосипедах совершать длительное путешествие с юга Байкала на север - от пос. Култук до Северобайкальска. Конец марта - начало апреля идеальное время для таких путешествий. Лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной резины. Иностранные туристы предпочитают шипованную резину, на такой резине можно не бояться расшибить колени при падении на гладком льду. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали и велосипед гарантированно соскальзывает набок. На льду в марте тепло, можно ехать в легкой одежде и даже кратковременно раздеваться до майки и ехать без перчаток. Небо синие-синие, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо читаются, как будто находятся совсем рядом. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражает всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.
 Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на скалах достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой.
 Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником, и имеющий поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скал, на десятки метров вверх, образовались развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-ми метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами.
 Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Только непродолжительное время первых лучей встающего солнца наполняет обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Зимник на льду сильно петляет, обходя поля ледяных торосов, временами значительно удаляясь от берега. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов, подвеска машины часто испытывает сильные удары, поэтому не удивительно, что у местных рыбаков бывают такие разбитые легковые машины. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, вблизи часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду не возможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов. Один раз, проехав до бухты Песчаной, легко убедиться, что байкальский лед далеко не гладкая дорога. Привлекательны для посещения многочисленные гроты, сквозные трещины среди скал с наплесковым льдом, которые летом недоступны для осмотра из-за подъема воды и неудобных подходов: входы в большинство из них находятся в воде. И хотя снежное и ледяное убранство в них слабее маломорского, где шторма при замерзании Байкала случаются чаще, зато размеры гротов больше.
 Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед или в сторону от проверенного зимника, проложенного по льду. Но лучше без крайней надобности лишний раз не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. А если зазеваться и сбросить скорость, на них можно забуксовать даже с двумя включенными мостами.
 Зимний автотуризм не является распространенным среди иркутян из-за суровых климатических условий, короткого светового дня и отсутствия мест с теплыми автостоянками и ночлегом. Для многих любителей путешествий зима - "мертвый сезон". Но именно зимой открывается уникальная возможность побывать в местах, которые недоступны летом. По льду Байкала, по замерзшим рекам прокладываются зимники, и хотя путешествие по ним сопряжено с опасностью, все-таки можно, соблюдая элементарные меры предосторожности, осуществлять уникальные поездки, наслаждаясь обледенелыми байкальскими берегами и солнечным морозным пейзажем.
 В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из льда. Всё это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда, можно образно сравнить с работой жернова, как будто плотно сжатые челюсти, переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает и наступает полная тишина.
 В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни автомобильный след полностью таит и ехать приходится по глубоким лужам наугад. После обеда снег на льду так расквашивает, что найти даже свой утренний след невозможно. Один из моих знакомых, 27 апреля следуя в колонне четвертым, наблюдал проседание льда, такое заметное, что впереди идущие машины вдали пропали из видимости. Однажды, тоже в апреле я был свидетелем, как после обеда поверхность льда на большой площади залило водой и возвращаться назад пришлось наугад в облаке брызг, как от глиссера, и без каких-либо намеков на дорогу, по которой мы проехали.
 По дороге на льду Байкала обязательно встретятся рыбацкие "камчатки" - лагеря рыбаков с палатками и машинами, в которых они зачастую ночуют, выезжая на подледную рыбалку на несколько дней. У рыбаков можно купить свежемороженой рыбы и попробовать байкальскую "расколотку" - сырую свежую, замороженную до твердого состояния, рыбу, экзотический деликатес байкальских рыбаков. Шкура такой рыбы легко снимается, а замороженная мякоть легко разрывается и отделяется от костей. Кусочки замороженной рыбы употребляют в сыром виде, обмакивая в смесь соли с черным перцем.
 
 СОВЕТЫ БАЙКАЛЬСКИХ ВЕТЕРАНОВ
 Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане зажигалку, чтобы в случае надобности развести огонь.
 Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
 28 января 2003 г. в районе мыса Рытый ушел под воду "Уаз-452", медицинский фургон, направляющийся в Северобайкальск. Замерзающие люди, которым удалось выскочить из тонущей машины, оказались далеко от берега без сухих вещей и спичек. Только чудо, в лице Александра Бурмейстера, случайно оказавшегося на своей машине, с ледовыми проводниками, которым он передавал свой опыт по проводке машин, именно в это время и в этом месте спасло практически замерзших людей от верной гибели.
 Вот что он рассказывает об этом случае: "Мы искали объезд трещины, и наткнулись на свежую майну со следами только что ушедшей под воду машины. В ней плавали коробки с пустыми бутылками. На снегу отчетливо читались следы четырех человек, причем было видно, что с них стекала вода. День был морозным, около минус 30 градусов. Дул северо-запад 5-7 метров в секунду. Шанс выжить при таких условиях в мокрой одежде близок к нулю. Мы проехали по их следу 10 км., прежде чем увидели две шатающие фигуры. Когда мы приблизились к ним, поразило то, что они были настолько обессилившими, что даже не реагировали на наше приближение и не узнавали машину. Они не понимали, что это помощь, и уходили от нас прочь к берегу. Пока мы перебирались к ним через торосы, мужчина, непрерывно падая и вставая, несколько раз уронил женщину, посмотрел в нашу сторону, но продолжал тащить ее к берегу. Вид их был плачевен. Вся одежда коробилась ледяным панцирем, причем в местах сгиба, одежда лопнула, и образовались дыры до голого тела. Это происходит со всей хлопчатобумажной и синтетической одеждой, при замерзании не разрывается в местах сгиба, только одежда из чистой шерсти. На женщине была расстегнутая дубленка, которая в этом состоянии и замерзла, на голове не было шапки, и волосы превратились в ледяные сосульки. Замерзшую одежду было невозможно снять, она примерзла к телу. Все отмороженные места мы интенсивно протерли водкой. И стали искать еще двух человек. Позже мы нашли их в зимовье на берегу. Оказалось, что двое молодых, более сильных людей, смогли дойти самостоятельно до зимовья на мысе Шатла, но в нем не оказалось спичек, и они тоже практически замерзли. Позже анализируя случившиеся, уже в теплом помещении кордона на мысе Солнечный, картина случившегося предстала в следующей последовательности. При 30 градусном морозе разорвало и сдвинуло лед. Трещина мгновенно смерзлась 1 см льдом, который также быстро запорошило снежной поземкой. Водитель увидел разводье слишком поздно и не смог на гладком льду затормозить машину. Трещина была широкой, и машина целиком провалилась в воду. Погружение произошло стремительно за 2-3 секунды. Водитель успел перескочить с водительского кресла в салон и открыть заднюю дверь для пассажиров, но, уже выпрыгивая, зафиксировал в своем сознании кромку уходящего льда. Глубина в этом месте превышает 800 метров. На руках у него были варежки, которые удалось приморозить к кромке льда и с их помощью выбраться на лед и помочь остальным людям. Им повезло, что мы оказались рядом:"
 Выбираться на лёд из полыньи сложно. Хорошо, если есть нож на боку или острый предмет в кармане, например, длинный гвоздь, шило или перочинный ножик. Без ножа на боку и зажигалки в кармане, бывалые водители, не выезжают на лед. Рассказывают, что если хватит терпения в морозное время можно мгновенно приморозить ко льду любую одежду или тряпку и по ним выбраться из полыньи на лёд.
 При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи машины затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительная (10-15 метров) рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Очевидцы рассказывают о случае, когда на их глазах машина "Газ-69" с двумя рыбаками провалились под лед, в этом месте бьют ключи, и ушла на глубину 8-10 метров. Обычно люди не знают, какая под ними глубина и начинают паниковать, но это были опытные люди и знали, что в этом месте мелко. Они спокойно ждали, пока набиралась вода в кузов, собрали документы и даже запаковали их на скорую руку в целлофан, сняли унты, и когда давление сравнялось, открыли дверцы и всплыли на поверхность к радости у удивлению, сбежавшихся к месту трагедии рыбаков.
 Один из моих знакомых утопил машину. Он был постоянно начеку и при первых признаках неустойчивого поведения машины успел выпрыгнуть наружу. Один из очевидцев стал свидетелем, как под лед нырнул полный "Уаизик" людей, только один из них успел выбраться из тонущей машины, разрезав не намокший тент у машины. Рассказывают, что однажды рыбаки провалились на машине и спаслись через люк в кузове.
 
 КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ
 Подъемом утонувших машин занимаются как местные, так и специально подготовленные бригады. Сейчас у нас подъем машин осуществляет специальная бригада МЧС. Водолазы, рассказывают, что многие машины, почему-то встает на дне на крышу, но сильных деформаций при этом не получают. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед. Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким "Луазом" группы МЧС несколько лет назад. В том месте имеется мелководная банка и сразу начинается глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, говорят, что в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести не надутую резиновую лодку, которую накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы "Луаз" всплыл на поверхность.
 Если, лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины. Машину извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивают трактором.
 Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило, в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда под 45 градусов над водой и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
 Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива.
 Если температуры низкие, после подъёма машины необходимо не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого, если температура низкая, -25 -30 градусов, незамедлительно сливаются все масла и специальные жидкости: топливо, масло, тормозная жидкость, ТАД-17. Заменяются все фильтра и свечи.
 
 ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ЖИЗНИ
 Среди рыбаков, выезжающих на подледную рыбалку, можно услышать самые невероятные рассказы о рискованных приключениях на льду. Сильным ветром отрывает дверки машин и переворачивает машины на льду. Мотоциклы и машины регулярно уходят под лед. Автомашины, перепрыгивая трещины, отрывают себе подвеску или даже срезают задний мост. Чего только не услышишь в рыбацких байках: Например, 8 марта, в то время, как в Иркутске интенсивно капало с крыш и ярко, по-весеннему светило солнце, на Малом море два дня подряд шел снег и наблюдалось редкое для Байкала явление арктической белой мглы, когда трудно ориентироваться даже по компасу. Видимость не превышала 20 метров, а глубокий снег не позволял двигаться по снежной целине на льду даже на автомашинах с двумя включенными мостами. Машины рыбаков, въехавшие на рыбалку по гладкому льду, теперь не могли самостоятельно выбраться по свежевыпавшему снегу на берег.
 Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление трещин нередко сопровождается сильным "артиллерийским" треском, пугающим людей на льду. Наиболее часто становые трещины встречаются в средней части Байкала между островом Ольхон, Ушканьими островами и полуостровом Святой Нос. Если трещина припорошена снегом, и машина двигается на большой скорости, то ее обнаруживаешь слишком поздно, чтобы, успеть на скользком льду, остановиться или резко отвернуть. По этой же причине не рекомендуется ехать на большой скорости по льду бампер к бамперу.
 Кроме трещин, опасность для автомашин представляют пропарины, возникающие в местах выхода подводных термальных ключей и газов. Прикрытые снегом, пропарины обнаружить практически невозможно. Одну из таких пропарин мы неожиданно обнаружили только после остановки снегохода, буквально в нескольких метрах от мыса Кобылья голова. Рассмотреть её при движении было невозможно.
 На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, и регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
 В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.
 Конечно, не стоит, впервые выехав на лед, ехать по-русски "на авось", куда глядят глаза - без зимника, без проводника и минимума необходимого снаряжения. Для проводки автомобильных караванов по льду на дальние расстояния обязательно необходим опытный байкальский ледовый проводник. К тому, что обычно берут с собой автомобилисты летом, зимой обязательно надо добавить унты или валенки, теплую шубу, лопату, спички, фонарик, запасную канистру с бензином, буксировочный трос, термос с горячим чаем, примус или портативную газовую печку. Иметь при себе нож и зажигалку. Фотографы должны помнить, что на морозе быстро разряжаются батареи, потому лучше вынимать их из фотоаппарата и хранить во внутреннем кармане одежды, ближе, к теплу тела.
 Машина должна быть приготовлена к зиме (зимнее моторное масло, новые свечи, утепленный радиатор, войлок под капот, шипованная резина, исправная обогревательная печка). Для пуска охлажденного за ночь двигателя может понадобиться предварительный разогрев картера двигателя и моторного отсека. Для этого хорошо зарекомендовал себя следующий простой способ. Поверх капота набрасывается большой кусок брезента, закрывающий передок машины до земли, и под картер на десять минут устанавливается горящая паяльная лампа. Но нужно обязательно находиться рядом, чтобы машина не вспыхнула из-за загорания возможных подтеков масла или бензина.
 Особое внимание необходимо уделить защите от мороза. Любая незначительная поломка, легко устранимая летом, зимой на ветру становится сплошным кошмаром.
 
 ПЕРВЫЙ "БАЙКАЛ-ТРОФИ" ПО ЛЬДУ БАЙКАЛА
 В марте состоялся первый в истории Байкала массовый пробег на автомобилях с туристами по льду Байкала. Никогда раньше по льду Байкала не проводилось подобных автомобильных путешествий. Маршрут пробега "Ледовое Байкал-Трофи- 2003" прошел от Иркутска до Северобайкальска и обратно. Общая протяженность маршрута составила свыше 1500 км, из них по льду Байкала около 1200 км. Приняло участие в пробеге по "Малому кольцу" (4 дня: Иркутск - остров Ольхон - бухта Заворотная - Чивыркуйский залив - курорт Горячинск - Байкальск - Иркутск) - 6 машин. По "Большому кольцу" (7 дней: Иркутск - остров Ольхон - бухта Заворотная - Чивыркуйский залив - Северобайкальск - Нижнеангарск - Давша - бухта Заворотная - остров Ольхон -Иркутск) - 6 машин. Одна из машин участников пробега из-за лобового столкновения со встречной машиной на льду, в районе Чивыркуйского залива сошла с дистанции. Все остальные машины благополучно вернулись домой. Среди участников пробега были самые разные люди: от директоров предприятий до свободных художников, но всех их объединяет страсть к дорожным приключениям. В следующую зиму 2004 г. по подобному маршруту пройдут гонки "Золотое ледовое кольцо Байкала" с участием иностранных экипажей. Редакция "Автомаркета" будет знакомить своих читателей с этим проектом. Ниже краткий отчет о ледовом пути, инициатора и главного организатора пробега по льду Байкала - Сергея Волкова, знакомого читателям по публикациям о гобийских экспедициях и автомобильных путешествиях по Байкальскому региону. Организаторами "Байкал-трофи-2003" являлись также команда Гобийской экспедиции, Байкальская школа ледовых проводников, и редакция еженедельника "Автомаркет".
 Каждую зиму мы с друзьями совершаем ледовые путешествия, ежегодно усложняя и разнообразя маршруты по замерзшему льду Иркута, по льду в бухту Песчаная, к ледяным гротам Малого моря, в Чивыркуйский залив. Это увлекательно и интересно. В этом году решили пригласить в подобное путешествие всех желающих, исходя из принципа - больше машин, больше приключений, чтобы был зрелищный "конвой" с зажженными фарами и последующими фотографиями. Количество машин не ограничивали, места на льду хватит на всех, а разместить любое количество желающих на теплых базах Хужира или Северобайкальска сегодня не проблема. Принцип организации, как на "Camel Trophy", каждый сам себя кормит, и сам за себя платит на ночлегах. Мы только обеспечиваем безопасную проводку по льду и заранее договариваемся о протопленных домах на маршруте. Предварительно, для безопасности основного мероприятия, мы совершили ледовую разведку самой сложной части маршрута и пробили маршрут по GPS, так что можно было вести машины хоть в пургу, хоть ночью. Убедились, что в этом году лед толще обычного и надежен и наметили для посещений места с наиболее эффектными ледяными наплесками на скалах, что в последствии особенно оценили фотографы. Безопасность передвижения взялись обеспечивать опытные ледовые проводники в лице Александра и Андрея Бурместера, без участия, которых была бы невозможна проводка каравана. Они выросли на Байкале, интуитивно чувствуют лед и подстерегающие на льду опасности, хорошо знают становые трещины, а самое главное регулярно ездят от Ольхона до Заворотной. Осталось найти желающих и в путь. К нашему удивлению их количество к старту оказалось больше ожидаемого, приехали даже гости из Москвы, Германии, Улан-Удэ, настолько оказался привлекателен заявленный проект ледового путешествия. Всего нас собралось более 30 человек на 14 машинах, из них почти половина профессиональные журналисты, которые никогда раньше по льду не ездили. Никто ранее не пытался проводить такое количество автомашин с туристами по подобному маршруту. Как оказалось после поездки, все участники, увидели и сняли Байкал по-разному, - для одних это стало откровением и открытием, для других томлением и полным непониманием духа Байкала. Особенно "отличились" корреспонденты "Автомаркета", так и не увидевшие в путешествии неповторимости Байкала, как оказалось впоследствии, они даже не знали, куда и зачем едут, и в результате оценили маршрут "как нудный". Одной из основных целей пробега было осуществление кольцевого маршрута по льду северного Байкала, чтобы показать возможность зимнего автотуризма по льду Байкала, и заявить о намеченных на зиму 2004 г. международных ледовых гонках. На чем только уже не путешествовали по льду Байкала и на коньках, и на собачьих упряжках, и на лошадях и на буерах. Есть знаменитые гонки в пустыне Сахара, но никто в мире не проводит автомобильных гонок по льду с перепрыгиванием через трещины и скользящими заносами на зеркальном льду. Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там где дорог нет, в большинстве случаев можно осторожно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины. Впечатления от таких поездок незабываемы: ослепительное солнце, сверкающий прозрачный лед, быстрое перемещение по замерзшему озеру, и уже через несколько часов езды вокруг безмолвие ледяных торосов и заповедные заснеженные вершины на берегу. Летом, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно значительно быстрее за пять-семь часов езды от Иркутска. Местные туристические фирмы не предлагают автомобильных ледовых туров, поэтому нет соответственно и туристов зимой. Надо заметить, что, несмотря на появившиеся современные турбазы на берегах Байкала, все они бездействуют в зимний период, и проблема их зимней загрузки остается актуальной. В центральной усадьбе Баргузинского заповедника пос. Давша и на базе в Заворотной наша группа стала единственной за всю долгую сибирскую зиму. На льду Байкала за время разведки и основного путешествия мы не встретили ни одного российского туриста, только двух пеших немцев, ночующих, несмотря на мороз, в палатке, да группу голландцев, планирующих пересечь Байкал с юга на север на коньках, но из-за глубокого снега, вынужденных весь маршрут пройти пешком. Популярность и доступность зимних путешествий по льду Байкала с подледной рыбалкой и посещением горячих источников остаются, к сожалению, по-прежнему в гипотическом и отдаленном будущем.
 
 ХРОНИКА ПУТЕШЕСТВИЯ
 Как и было заявлено в пресс-релизах в 11-00 у "Памятника первопроходцам Сибири" на бульваре Гагарина стали один за другим собираться экспедиционные джипы. Особенно эффектно смотрелся пикап "Тойота Хай-лакс" со снегоходом "Бомбардье" желтого цвета в кузове, рядом с которым стоял экипаж в фирменных красных костюмах от "Тойоты". Из общего ряда участников пробега - внедорожников: PRADO, СУДЗУКИ, Исудзу, Ленд Краузер 78 выделялась ХОНДА CRV с верхним накладным закрытым багажником и транспарантом на боку кузова "Кузьмиха-сервис". Если к этому описанию добавить, что на всех участниках поверх одежды были привязаны большие белые нагрудные знаки с символикой пробега "Байкал-Трофи. Призыв к миру", а вокруг них суетилось достаточно много операторов с видеокамерами и фотографов, можно понять, почему все проезжающие мимо в это утро машины притормаживали. К сожалению, из-за рабочего дня не все участники пробега смогли собраться у памятника, тогда бы зрелище было еще торжественней. Часть участников пришли на своих машинах уже ночью непосредственно в пос. Хужир на остров Ольхон, откуда на следующий день планировался общий старт всех участников.
 
 ОЛЬХОН. На озере Байкал 26 островов, из них Ольхон - самый большой. Длина его 71,7 км, наибольшая ширина 15 км, площадь 730 км2. По характеру рельефа остров гористый. Восточный край его практически на всем протяжении обрывается к Байкалу скалистыми утесами высотой до 80 м, а западный полого спускается к мелководным заливам Малого моря. Свое название остров получил от бурятского слова "ой-хон" - "лесочек" или "немного лесистый". В действительности лес встречается лишь в центральной части, северная и южная оконечности острова степные.
 
 ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
 Переночевав на частной туристической базе "Остров Ольхон" у гостеприимного Никиты Бенчарова, как обычно по-сибирски щедро потчевавшего нас фирменными рыбными блюдами, блинами и брусничным вареньем, сразу после рассвета все машины колонной выехали на лед к самому святому на Байкале мысу - двухвершинной скале Шаманка, именуемой в настоящее время Бурхан-мыс.
 
 БУРХАН-МЫС или ШАМАН-СКАЛА, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась "камень-храм"), расположенная вблизи пос. Хужир, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале.
 Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился "Алтарь Будды". Считается, что в этой пещере ранее обитал дух, хозяин острова и всего Байкала - Хан Хутэ-баабай, царь всех шаманов, защитник и покровитель всей шаманской религии северного толка. Из-за назойливости туристов, посещающих без особого почтения эту пещеру, Дух в настоящее время покинул пещеру и мир людей. У подножия скалы сохранился загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите.
 
 Место старта было выбрано не случайно. Именно здесь у Шаман-скалы местное население проводит шаманские ритуалы. Специально для проведения обряда призывания благожелательности духов нашей экспедиции был приглашен практикующий бурятский шаман пятого посвящения Валентин Хагдаев, имеющий "утха" - шаманский корень происхождения: шесть пальцев от рождения на правой руке, той которой он совершает возлияния, а также диссертацию по теме "Шаманизм и мировые религии" и опыт баллотирования в прошлые выборы на главу Ольхонской Администрации. По всем правилам проведения подобных ритуалов был разожжен костер, и шаман ударами в бубен призвал байкальских духов. Раньше, когда не было огненной воды жертвоприношение духам или окропление производилось молочными продуктами, сейчас чаще для этих целей используют водку, оставляя бутылки в священных местах. Все ледовые дороги буквально усыпаны стеклянным мусором. Вряд ли духи будут благосклонны тем, кто мусорит в их доме! Когда шаман побрызгал во все стороны света и в строго определенной последовательности произнес вслух священные имена, неожиданно со стороны Шаман-скалы к шаману выбежала собака, что по шаманским символам было благоприятным знаком, духи вняли нашим усилиям и жертвоприношениям. Может быть благодаря именно этому уже к обеду погода стала солнечной. Итак, экспедиция стартовала!
 Первая остановка колонны - у скал Саган-Хушун, внесенных в список памятников природы Байкала. "Белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, имеющий также название "Скалы три брата", протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником. Скалы на высоту десятков метров украшены толстым наплесковым льдом и ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скал, на десятки метров вверх, образовались развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом грот, длина которого составляет 8 метров, ширина 4 метра и максимальная высота 3 метра. На обратном пути нам удалось попасть в это место на закате, когда солнечные лучи осветили ледяное убранство грота, в итоге получились живые фотографии этого места.
 Для киносъемки колонны автомобилей из кузова Хайлакса был спущен на лед снегоход "Бомбардье", который к удовольствию операторов сопровождал колонну до самой северной оконечности острова - мыса Хобой.
 
 МЫС ХОБОЙ (по-бурятски "хобой" - клык, коренной зуб) - самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря с W и E, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах. Существует бурятская легенда, согласно которой это - окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: "Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем", превратили ее в скалу.
 
 От мыса Хобой экспедиция повернула к материку и взяла направление на мыс Рытый. Этот отрезок пути оказался первым испытанием на снег. Надо отметить, что проводники старались избегать глубокого снега и возможных мест с многочисленными трещинами. Задача была поставлена, по возможности, избежать скоростных прыжков через не замерзшие трещины, как это было при разведке маршрута. Ведь в колонне были иномарки, класса "паркетники", подвеска которых не рассчитана на подобные нагрузки. Обойти глубокий снег было не везде возможным. В этом году его выпало больше обычной нормы, и чистого льда практически нигде не было. На первом же участке более глубокого снега застревают "Eskudo" и "Suzuki", вытаскивать которые из снежного плена приходится с помощью "УАЗа". Сразу же после снега первое испытание - трещина около полуметра с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости 60-80 км/час. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней - специальной кованной острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Пешня - незаменимый инструмент проводника, ни одна трещина не пересекается без пешеходного осмотра и проверки ледяной корки трещины пешней на прочность. С ледовой обстановкой везет, нет широких разводьев и свежих трещин, даже те что были на момент разведки, сошлись и крепко смерзлись. Скорость передвижения по снежной целине возрастает до 80 км/час, колонна сильно растягивается, и контролировать ее становится трудней. С водителями договорились, что каждый должен видеть позади идущую машину, если потерялась из виду одна встает вся колонна. Но никто не отстает и к обеду мы останавливаемся у нагромождения торосов выше человеческого роста вблизи берега мыса Рытый. Это также святое и сакральное место для бурят западного побережья.
 
 МЫС РЫТЫЙ относится к сакральным местам Прибайкалья и является одним из главных таких мест на западном побережье. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является "страшным и священным местом", где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры. Бурятская традиция запрещает посещать это ущелье. Рассказывают о странных аномалиях в этом месте, то светящихся объектах, то о внезапном заболевании, после посещения этих мест. Бытуют странные запреты. Женщинам нельзя бывать в ущелье, а если кто-нибудь ненароком из них там побывает, то перестает потом рожать. Мужчины, которые долго жили на Рытом рано умирали. Если же вверх пади забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда.
 
 В народе бытует версия, что в ущелье повышенная радиоактивность. Сотрудники Байкало-Ленского заповедника проводили работы по замеру радиоактивного фона в этом месте, но эти результаты не доступны. С собой у нас был дозиметр, элементарное сравнение показаний на льду 0,05-0,09 мR/h и 0,25 мR/h на выносах мыса может свидетельствовать, что дозиметр при путешествии в этом месте не будет лишним.
 На льду, напротив мыса Рытый, был устроен большой привал. Из багажников, у кого имелись с собой, были извлечены раскладные столы и стулья, так что вскоре стоянка напоминала табор с закипающими котелками на газовых печках, замерзший газ которых горел очень неохотно, что позволяло фотографам вдоволь наснимать льдины торосов вертикально вмороженные в лед. Уже дома отпечатав фотографии, как напоминание о сакральности мыса Рытый, я обнаружил необъяснимые посторонние изображения на отпечатках. На всех фотографиях главная вершина мыса Рытый была непонятным образом заштрихована отчетливым квадратом, причем на одних фотографиях этот квадрат был центре, на других с краю, но всегда точно над главной вершиной мыса Рытый:
 На закате дня, мы въехали на машинах мимо вмерзшего катера, носящего имя хозяина заимки "Александр Бурмейстер" в бухту Заворотную к месту нашей второй ночевки. Здесь нас ждала натопленная баня с ледяной прорубью на заливе, свежемороженая сырая расколотка, и продолжительный разговор о духах Байкала.
 
 ДЕНЬ ВТОРОЙ
 БУХТА ЗАВОРОТНАЯ образовалась в результате слияния прибрежного озера с Байкалом из-за подъема уровня воды после строительства Иркутской гидроэлектростанции. Узкая каменистая коса длиной 800 м в виде рога отделяет бухту от Байкала. Для захода судов дно бухты было углублено драгой до 6 м, и сейчас это идеальное укрытие от всех байкальских ветров. Геологический поселок в бухте Заворотная построен в 1962 г. предприятием "Байкалкварцсамоцветы" после открытия первого в мире месторождения микрокварцита - абразивного материала очень высокой прочности для зеркальной шлифовки металла. Позже аналогичные месторождения были открыты в Канаде и Средней Азии. По своим характеристикам микрокварцит эффективней алмазной пасты. В 1970 г. построена дорога к месторождению - 2,8 км (до серпантина), 4 км - до карьера. С 1993 г. добыча микрокварцита не ведется.
 
 Утро началось с проблем запуска японского Biqhorn. Большинство машин, замерзших за ночь, температура опустилась до минус 30 градусов, запускались также не с первой попытки, но Biqhorn, стал несомненным лидером этого утра. Добрых три часа совместными усилиями были перепробованы все возможные способы оживления машины: от тлеющих углей из печи дома в тазике под картер двигателя и "прикуривания" от другой машины, до выкручивания и прожигания всех свечей и применения специального баллончика с эфиром. Неизвестно, что помогло, но часов в одиннадцать машина запустилась, и мы выехали на лед. Забегая, вперед отмечу, что подобная история повторилась в пос. Давша с другой иномаркой - "Forester", которой также пригодились, припасенные специально для таких случаев провода высокого напряжения. Всех лучше запускалась "Тойота-Хай-лакс", оборудованная предпусковым нагревателям. "УАЗы" легко запускались со второй-третьей попытки, если на коллектор выливали термос кипятка.
 Второй день выдался на радость всем солнечным: с ярким и чистым голубым небосводом. На общем совете было решено изменить намеченный первоначально маршрут, уйти от глубокого снега у западного берега, и с учетом ухода в этот день машин "Малого круга" в Иркутск пробить дорогу на противоположный восточный берег в Чивыркуйский залив на горячий источник в бухте Змеиная, откуда по суше машины могут вернуться в Иркутск самостоятельно.
 
 БУХТА ЗМЕИНАЯ (8 км от пос. Курбулик) славится своими источниками, которые изливаются в нескольких местах на суше и под водой. Свое название источник получил из-за неядовитых полозов, которые тут иногда появляются. На месте выхода источника (дебит источника стабилен на протяжении многих десятилетий и составляет 0,2 л/с, или около 20 м3/сутки, температура воды от +40 до +45°С) построен деревянный сруб для купания. Рядом с основным каптированным деревянным срубом источника у кромки воды имеются еще 4 грифона среди галечных донных отложений, температура воды в которых колеблется от +28 до +34°С. Вода гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая с запахом и привкусом сероводорода, с содержанием от 10 до 23 мг/л. Местное население использует источник для лечения радикулитов и болезней опорно-двигательной системы. Летом на источнике бывает много туристов.
 
 Перегон на восточный берег по чистому снегу вдоль извилистой трещины сохранился на фотографиях в лаконичных композициях белого, черного и синего. Яркое солнце, крупнозернистый, белый снег и солнцезащитные очки. К обеду мы были на источниках. Зимой вокруг источника снега нет, он тает на теплой земле. А на самой кромке пляжа вода не замерзает, даже в лютые морозы. В теплой воде живут удивительные цветные водоросли. Но самое главное в этом месте, конечно возможность среди зимнего окружения принять горячую ванну под открытым небом. Ощущения приятные, располагающие к неге и неспешному отдыху. Но долго, стоять здесь у нас не было возможности к 19-00 нас ждут в Северобайкальске. Попасть, однако, туда к намеченному времени нам было не суждено.
 Попрощавшись с экипажами шести машин, как они рассказали позже они заночевали на курорте Горячинск, и вернулись в Иркутск на следующий день, по дороге домой Biqhorn дважды выбросило со скользской дороги в кювет, но все обошлось благополучно. С нами осталось семь машин и у нас не все прошло гладко. Сразу после разделения мы встали на хорошо накатанную дорогу в Северобайкальск, взяли крейсерскую скорость около 70 км/час и, наверное, к вечеру бы без проблем добрались до Северобайкальска, но судьбе было угодно преподнести нам неприятное событие. Колонна двигалась с зажженными фарами и при встречных машинах съезжала вправо, снижая скорость, в снег, руководствуясь, не писаным, правилом на Байкале: "Полноприводные машины уступают колею легковым". Навстречу, как-то чрезмерно лихо неслись "Жигули-Копейка", и когда машины, идущие сзади внезапно остановились, мы не сговариваясь развернулись и поехали назад. Картина была плачевной: вдребезги разбитый передок "Жигулей" и сильно покореженный правый бок "Ниссан-дагуна" со смещенным назад задним мостом, последний по какой-то причине нарушил правило и попытался уйти влево. На сотню километров вокруг ни одной машины, и эти две нашли друг-друга практически в лобовом столкновении. Обе машины самостоятельно передвигаться не могли. Обошлось к счастью без травм, но на первый взгляд отремонтировать машины на льду Байкала без мастерской казалось невозможным. Тем не менее, благодаря навыкам проводника Андрея Бурмейстера, который, героически, лежа на снегу под машиной, сумел сначала разобрать, а затем с помощью монтировок и небольшой кувалды вернуть мост в исходное положение, машина была снова на ходу. Все помогали в ремонте, как могли, но основное сделал Андрей. "Жигули", после освобождения переднего колеса, его заклинило смятым кузовом, отбуксировали на берег. Хозяина "Жигулей" посадили в отремонтированный "Ниссан-дагун" и их обоих отправили в ГАИ в Усть-Баргузин. Позднее, я узнал, что машина своим ходом, с отключенным задним мостом, на переднем мосту дошла до Иркутска.
 Уже в сумерках мы продолжили движение в Северобайкальск, можно было проехать ночевать в Давшу, она была ближе, но в этот день нас там не ждали и всего вероятней мы бы приехали в холодный дом, а в Северобайкальске в этот вечер был заказан небольшой банкет. По дороге мы сфотографировали великолепный заход солнца, когда красный диск садился за горы полуострова Святой Нос. Потом пришла темнота, ни звезд, ни луны. Один раз мою машину забросило в колее и выбросило в снег. В темноте, я не сразу понял, что выбило переключатель переднего моста, и поэтому никак не мог выехать из снега. Кончилось тем, что подоспевшая помощь вручную вытолкала машину на дорогу, и только на ней я заметил, что мост не включен. Потом, были натуральные ночные гонки, по краям мелькали сугробы, навязчиво преследовало ощущение, что дорога идет непрерывно под гору и по обочинам чернеет лес. Странно, но подобные ощущения на ровной поверхности льда испытали еще несколько водителей. В 23-30 мы прибыли в Северобайкальск, и не зря, нас ждали накрытые столы и шикарные, после деревянных нар в Заворотной, люксовые коттеджи туристического комплекса "Байкал-сервис" с горячей водой в душевых и телевизорами в холлах. Это одна из лучших турбаз в Северобайкальске.
 
 ДЕНЬ ТРЕТИЙ
 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК основан в 1974 г. Своим возникновением обязан строительству Байкало-Амурской магистрали. Население: 32 тыс. человек. Крупных промышленных предприятий в городе нет, основное предприятие - отделение железной дороги. В городе имеются картинная галерея, музей БАМа, зимний сад, плавательный бассейн, несколько кафе, ресторан, два гостиничных комплекса, один из них находится на берегу Байкала и включает в себя четыре благоустроенных коттеджа на 6 мест каждый. В 25 км от города в пос. Нижнеангарск расположен аэропорт, который имеет прямое воздушное сообщение с Иркутском и Улан-Удэ. В Северобайкальск из Иркутска можно проехать по новой грунтовой дороге через Качуг, время в пути 8-9 часов. В окрестностях Северобайкальска находятся термальные источники: курорт Дзелинда - в долине реки Верхняя Ангара, в 92 км от г. Северобайкальска, источник "Гоуджекит" в 25 км от г. Северобайкальска.
 
 Утро третьего дня было ознаменовано поломками обоих УАЗов, у "УАЗ-3160" прогорела прокладка выпускного коллектора, а у "санитарки" выбило масло из заднего моста. Борьба за живучесть "УАЗов" типичная картина в пути, то сгорает проводка, то разрушается крепление опор двигателя. Ни у одной иномарки, такого, как правило, не происходит. На обратном пути, на моем "УАЗ-3160" в третий раз (!) за время эксплуатации машины вывалился двигатель (полностью оторвался левый кронштейн крепления двигателя). Хорошо, что вовремя насторожились, выкрутившиеся два болта нашли всего в километре от остановки, да и дефект этот уже мне знаком по гобийским экспедициям, когда этот кронштейн рассыпался вообще полностью. В таких случаях приходится вывешивать домкратом двигатель и закручивать новые болты, если сохранилась резьба и не оборваны сами болты. В случае на этот раз все оказалось сложнее, резьба была разбита, а единственный болт, который удалось закрутить, вскоре после ремонта срезало. К тому же по иронии судьбы, когда ушла колонна в Заворотную, никто из оставшихся не посмотрел ей вслед, все были заняты ремонтом. А когда ремонт закончили, не задумываясь, поехали по старому следу к восточному берегу, долго не понимая, почему нет отворота в Заворотную: На приклеенных холодной сваркой шпильках, свободно вставленных в резьбовые отверстия на двигателе я благополучно доехал впоследствии от бухты Заворотной до Иркутска, правда последующий ремонт в иркутской мастерской занял четыре дня и пришлось полностью снимать двигатель и переделывать заводские узлы.
 Возвращаюсь к событиям третьего дня, из-за ремонта "УАЗов" и встреч с администрацией Северобайкальска, с представителями туристических фирм, директором Баргузинского заповедника, и получением разрешительных документов на посещение Баргузинского заповедника незаметно прошло более половины дня. Только к вечеру мы вновь выехали на лед и после знакомой ночной дороги поздно ночью прибыли в Давшу. По дороге, перед самой Давшой, при свете фар проводники, надо отдать им должное, сумели своевременно увидеть свежую, опасную трещину поперек накатанной дороги. По правилам безопасности ночная езда по льду Байкала недопустима, но на самом деле обстоятельства часто вынуждают местных жителей передвигаться по льду ночью. Ночью произошла памятная встреча с двумя немецкими туристами, ночующими в освещенной изнутри палатке, которую мы увидели издалека. Особенно, этому был рад немецкий продюсер - свежее интервью с соотечественниками с далекого Байкала!
 Некогда зажиточная центральная усадьба Баргузинского заповедника пос. Давша произвела на нас удручающее впечатление. Расселение поселка, проблемы с продуктами у оставшихся жителей, запустение в музее и в единственном гостевом доме, полное разрушение здания на давшинском источнике. А всего лишь десять лет назад все это было в процветающем виде!
 
 БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК. Учрежден в 1916 г. Баргузинский заповедник стал первым в России охотничьим заповедником. В его задачу входило сохранение и изучение соболя. Сегодня это старейший заповедник России. В 1986 г. получил статус биосферного заповедника ЮНЕСКО. Заповедник расположен на северо-восточном побережье озера Байкал на центральной части западных склонов Баргузинского хребта (наивысшая точка 2472 м). Более половины его территории составляют гольцы - каменистые вершины (1500-2400 м над уровнем моря). Треть занимают горно-таежные леса, растущие на высоте от 600 до 1250 м. Лишь немногим больше 16% территории заповедника приходится на байкальское побережье. Площадь заповедника - 374,4 тыс. га. Поселок Давша построен в 1948 г. До этого центральная усадьба заповедника располагалась в бухте Сосновка. В поселке имеются музей природы и горячий источник. На источнике построен дом с двумя ваннами (вода подается в ванны из источника по шлангу). Дебит выхода - 1,2 л/с, температура воды + 42°С. Вода имеет сульфатно-натриевый состав, с минерализацией 0,4-0,5 г/л.
 
 ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ И ПЯТЫЙ
 Из пос. Давша в 10 часов утра колонна уходит по снежной целине к западному берегу. Неторопливое движение четвертого дня позволяет организовать постановочную съемку для киносъемочных групп из Москвы и программы "Мотор" из Иркутска. По их просьбе мы выписываем колонной протяженные круги по льду Байкала на фоне снежных пиков прибрежных хребтов. Красиво! После ледового "Трофи-рейда" я успел слетать в Москву и частично просмотреть отснятый восьмичасовой материал. Есть просто фантастически красивые кадры, не знаю, как получится у авторов фильма в окончательном варианте, но отдельные фрагменты удались. По дороге мой знакомый оператор в машине непрерывно сокрушался, что хочет увидеть нерпу. И как раз в один из таких моментов, машина проводников остановилось, и по колонне разнеслась весть: "Впереди лежит нерпа". Нерпа - это единственный в мире тюлень, живущий в пресной воде. Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко - в его северной и средней частях. Сейчас в Байкале, по оценке специалистов, насчитывается около 80-100 тыс. голов. До сих пор среди ученых нет единой точки зрения, как это животное попало в Байкал. Большинство исследователей придерживается мнения И. Д. Черского о том, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей - Ангара в ледниковую эпоху одновременно с байкальским омулем. Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти не замеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют хубунком. Наша нерпа не стала дожидаться, когда мы приблизимся. Обычно, к ней приближаются с помощью "скрадных" санок с парусом маскировочного цвета, что позволяет близко подойти к нерпе. Нерповщик одевает белый халат с капюшоном и практически сливается с парусом и снегом. Мы были одеты в темную одежду и конечно спугнули нерпу, но встреча с живой нерпой посередине Байкала вполне удовлетворила моего друга-оператора из Москвы.
 К часам четырем мы были у побережья Байкало-Ленского заповедника, в этом месте горы подходят к кромке озера ближе, чем во всех других местах побережья, поэтому считаются наиболее живописными на всем озере. Попасть сюда летом проблематично, автомобильных дорог нет, рейсовая "Комета" проходит один раз в неделю вдали от берега, а добираться на арендуемом катере накладно, в сутки аренда "Ярославца" обходится свыше $350.
 
 БАЙКАЛО-ЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАПОВЕДНИК организован в 1986 г., расположен на северо-западном побережье Байкала. Его площадь составляет 659919 га. Это самая большая природоохранная зона на Байкале (14-е место в России). Заповедник включает в себя 110 км береговой линии от р. Хейрем до мыса Елохин, труднопроходимый участок Байкальского хребта и верховья великой сибирской реки Лены с ее притоками. Лена по длине (4400 км) занимает первое место в России и десятое в мире. По мысу Елохин проходит граница Иркутской области с Республикой Бурятия.
 
 Нашей целью был осмотр со льда речки Ледяной (54°30'N, 108°36'E, между мысами Северный Кедровый и Елохин). Речка получила свое название из-за наледей и снега, сохраняющихся в ее долине и по берегам даже летом. Сверкающий чистый лед в устье речки хорошо виден с озера. Толщина льда в устье достигает 4 м., лед уступами "стекает" в сторону озера, образуя непривычный ледовый ландшафт, устоять на котором из-за его крутизны местами просто невозможно.
 При свете фар, как и в первый день, мы вновь въехали на базу в Заворотную. Вновь были протопленные домики, русская баня с паром, и неспешный разговор о красотах Байкала, его шаманских духах, и конечно о планах новых экспедиций. Еще через день мы были в Иркутске, а через неделю обменивались отпечатанными фотографиями.