ЭВЕНКИ

(справка)

 

Эвэнк (самоназв.), народ в Рос. Федерации (29,9 тыс. чел.). Живут от побережья Охотского м. на В. до Енисея на 3., от Сев. Ледовитого ок. на С. до Прибайкалья и р. Амур на Ю.: в Якутии (14,43 тыс. чел.), Эвенкии (3,48 тыс. чел.), Дудинском р-не Таймырского АО, Туруханском р-не Красноярского кр. (4,34 тыс. чел.), Иркутской обл. (1,37 тыс. чел.), Читинской обл. (1,27 тыс. чел.), Бурятии (1,68 тыс. чел.), Амурской обл. (1,62 тыс. чел.), Хабаровском кр. (3,7 тыс. чел.), Сахалинской обл. (138 чел.), а также па С.-В. Китая (20 тыс. чел., отроги хр. Хинган) и в Монголии (ок. оз. Буир-Нур и верховья р. Иро). Местные самоназв. Э.: орочем (от р. Оро или от ороп - "олень") -забайкальско-амурские Э.; илэ ("человек") - катапгскис и верхнелепские; ки-лэн - Охотское побережье и др. Китайцы паз. Э. килим, цилим, о-луньчунь (от прочен"), маньчжуры -орочнун, монголы - хамнеган (см. Хампиганы), татары и якуты - тонгус; устар. рус. назв.- тунгусы. Говорят на эвенкийском яз. тунгу-со-маньчжурской группы алтайской семьи. Диалекты делятся на группы: сев.- к С. от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима, юж.- к Ю. от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима и вост.- к В. от Витима и Лены. Распространены также рус. (свободно владеют 55,7% Э., считают родным - 28,3%), якут. и бурят, яз. Верующие - православные. Э. сложились на осн. смешения местного нас. Вост. Сибири с тунгусскими племенами, расселявшимися из Прибайкалья и Забайкалья с кон. 1-го тыс. н.э. В результате этого смешения образовались разл. хозяйственно-культурные типы Э.-" пешие" (охотники), "олснные", орочеп (оленеводы) и конные, мурчсн (коневоды), известные также в Забайкалье как хамнеган, солон (рус. солоны), онгкоры, в ср. Приамурье - как бирарчен (бира-ры), манягир (маиегры), кумарчсн (по р. Кумара) и др. Контакты с русскими с 1606, к сер. 17 в. были обложены ясаком. С 17 в. Э. вытесняются якутами, русскими и бурятами со ср. Вилюя, Ангары, Бирюсы, верх. Ингоды, ниж. и ср. Баргузина, левобережья Амура, мансгры и бирары переселились в сев. Китай. В 19 в. Э. появились на ниж. Амуре и Сахалине, часть Э. с Енисея ушла на Таз и Обь. В процессе контактов Э. были частично ассимилированы русскими, якутами (особенно по Вилюю, Оленёку, Анаба-ру и ниж. Алдану), монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами. В кон. 19 в. насчитывали 63 тыс. чел., из них "бродячих" (охотников) 28,5 тыс. чел., кочевых (конных) - 29,7 тыс. чел.; в Китае в нач. 20 в. жило 10,5 тыс. Э., Монголии - ок. 2 тыс. чел. По переписи 1926-27 в СССР насчитывалось 17,5 тыс. Э. В 1927 были созданы Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский нац. р-ны, в 1930 объединённые в Эвенкийский нац. округ. Осн. занятие "пеших", или "сидячих", Э.- охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Позднее распространилась товарная пушная охота. Охотились с осени по весну, по два-три человека. По тайге ходили на лыжах-голицах (кингнэ, киглэ) или подбитых камусом (суксил-ла). Оленеводы охотились верхом на оленях. Оленеводство имело в осн. транспортное значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона нсск. семей обычно соединялись и перекочёвывали в удобные для отёла места. Совместный выпас оленей продолжался всё лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочёвки проходили каждый раз по новым местам - летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торг. пунктам. У нек-рых групп были известны нарты разл. типов, заимствованные у ненцев и якутов. "Конные" Э. разводили лошадей, верблюдов, овец. Рыболовство имело подсобное значение, в Прибайкалье, озёрных р-нах к Ю. от оз. Ессей, на верх. Вилюс, в юж. Забайкалье и на Охотском побережье - также товарное значение. На Охотском побережье и Байкале промышляли также тюленя. По воде передвигались на плотах (тэ-му), лодках с двухлопастным веслом - долблёных, иногда с дощатыми бортами (опгочо, утуиигу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи па каркасе, сделанном на месте (мурекэ). Была развита дом. обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в т.ч. на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению кр. рог. скота. Совр. Э. в осн. сохраняют традиц. охоту и оленеводство. С 1930-х гг. создавались оленеводч. кооперативы, строились оседлые посёлки, распространялось земледелие (овощи, картофель, па Ю.- ячмень, овёс). В 1990-е гг. Э. стали организовываться в родовые общины. Основа традиц. пищи - мясо (диких животных, у конных Э.- конина) и рыба. Летом потребляли оленье молоко, ягоды, дикий чеснок и лук. У русских заимствовали печёный хлеб: к 3. от Лены пекли в золе колобки из кислого тоста, на В.- пресные лепёшки. Осн. напиток -чай, иногда с оленьим молоком или солью. Зимние стойбища состояли из 1-2 чумов, летние - до 10, во время праздников и более. Чум (дю) имел конич. остов из жердей на каркасе из шестов, покрытый покрышками-токами из ровдуги или шкур (зимой) и бересты (летом). При перекочёвках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним -горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якут. юрта-балаган, в Забайкалье -бурятская юрта, у оседлых бираров Приамурья - четырёхугольное бревенчатое жилище типа фанзы. Традиц. одежда состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус, гуруми), распашного кафтана из оленьей шкуры, полы к-рого связывались на груди завязками; под него надевался нагрудник с завязками сзади. Жен. нагрудник (нэлли) украшался бисером, имел прямой ниж. край, муж. (хэл-ми) - углом. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины - с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, вышивкой конским волосом, металлич. бляшками, бисером. Коневоды Забайкалья носили халат с широким запахом налево. Распространились элементы рус. одежды. Общины Э. объединялись летом для совместного выпаса оленей и проведения праздников. Включали неск. родств. семей, насчитывали от 15 до 150 чел. Были развиты формы коллективного распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т.п. Напр., до 20 в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В кон. 19 в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по муж. линии. Родители обычно оставались жить с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях - многоженство (до 5 жён). До 17 в. было известно до 360 отцовских родов числ. в среднем по 100 чел., управляющихся ста-рейшинами-"князьцами". В терминологии родства сохранялись черты классификационной системы. Сохранялись культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Существовали элементы Медвежьего праздника - обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Э. проводилась с 17 в. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма. Фольклор включал песни-импровизации, мифологич. и история, эпос, сказки о животных, история, и бытовые предания и др. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отд. строки за сказителем. Отд. группы Э. имели своих эпич. героев (сонинг). Постоянные герои - комич. персонажи были также у бытовых рассказов. Из муз. инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев - хоровод (хейро, сэдьо), исполнявшийся под несенную импровизацию. Игры носили характер состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты художеств, резьба по кости и дереву, обработка металла (мужчины), вышивка бисером, у вост. Э.- шёлком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (женщины). В 1928-29 была создана письменность на оси. лат., в 1937 - рус. алфавита. С 1930-х гг. на эвенк, яз. ведётся преподавание в школах. В Якутии ведется радиовещание. Формируется нац. интеллигенция. Её представители занимаются также сбором и публикацией эвенк, фольклора.