История Эвенкии

Эвенкия - древний и загадочный край. Ее история неотделима от общей истории страны со всеми ее радостями и печалями. А загадочна эта земля потому, что скрыто в ней так много тайн, разгадывать которые не одному поколению будущих людей...

Обратимся к истории Эвенкии и, может быть, тем самым приоткроем таинственный покров, окутывающий этот край, превращающий его в легенду о северной земле. История Эвенкии не легенда - но летопись реальных событий, переплетение людских судеб, хроника достойных дел. История восхищает прошлым Эвенкии и вселяет веру в ее будущее.

II тыс. до н.э. - I тыс. н.э. - заселение человеком долины Нижней Тунгуски. Стоянки древних людей неолита эпохи бронзы и железного века в среднем течении Подкаменной Тунгуски.

XII век - начало расселения тунгусов по Восточной Сибири: от побережья Охотского моря на востоке до Обско-Иртышского междуречья на западе, от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья на юге.

Среди северных народностей не только российского Севера, но и всего арктического побережья, эвенки - самая многочисленная языковая группа: на территории России их проживает более 26 тысяч человек, по различным источникам, столько же в Монголии и Маньчжурии.

Наименование "эвенки" с созданием Эвенкийского округа прочно вошло в социальный, политический и языковой обиход, и некоторым ревнителям "национального вопроса", кажется, чуть ли ни уничижительным другое название этого народа - "тунгусы".

Доктор исторических наук В.И. Увачан так говорил о своем народе: "В слове "тунгус" нет ничего оскорбительного или унижающего достоинство человека. "Эвенки" - самоназвание эвенкийского народа. Некоторые его представители наряду с названием "эвенки" сохранили название "илэ", т.е. человек..."

Доктор исторических наук В.А. Туголуков дал образное объяснение наименованию "тунгусы" - идущие поперек хребтов. Этим объясняется не только их образ кочевой жизни, но и великое мужество.

Тунгусы с древнейших времен расселились от берегов Тихого океана до Оби. Их образ жизни вносил изменения в наименование родов не только по географическим признакам, но, чаще, бытовым. Эвенки, живущие по берегам Охотского моря, именовались эвенами или, чаще, ламутами от слова "лама" - море. Забайкальские эвенки именовались мурченами, ибо они в основном занимались коневодством, а не оленеводством. А наименование коня - "мур". Эвенки-оленеводы, расселившиеся в междуречье трех Тунгусок (Верхняя, Подкаменная, или Средняя, и Нижняя) и Ангары называли себя ороченами - оленными тунгусами. И все они разговаривали и разговаривают на едином тунгусо-маньчжурском языке!

Большинство историков-тунгусоведов считают прародиной эвенков Забайкалье и Приамурье. Но почему они разбрелись по огромной территории, по всему евроазиатскому материку, от Урала до Тихого океана? Во многих источниках утверждается, что они были вытеснены более воинственными степняками в начале Х века. Получается, заселили пустынные земли и тотчас, в Х веке, одомашнили оленя, чтобы как-то выжить в суровых условиях Севера. Думается, все было несколько иначе. В китайских хрониках упоминается, что еще за четыре тысячи лет до того как эвенки были вытеснены, китайцы знали о народе, сильнейшем среди "северных и восточных иноземцев". И эти китайские хроники свидетельствуют о совпадениях по многим признакам того древнего народа - сушеней - с более поздним, известным нам как тунгусы.

Летописцы Поднебесной подробно рассказывают об этих людях, живущих в "снежной суровой стране" в конусообразных жилищах (чумах), как о прекрасных охотниках и смелых воинах, которых не удалось покорить ни одному отряду обученных императорских воинов. Но самое главное, в этих древних хрониках рассказывается о сушенях - ловких "следопытах верхом на оленях", о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот "дает им молоко и возит на санях".

В более поздних хрониках прослеживается путь развития прямых потомков сушеней - чжурчженей (уэней, уэньков), объединенных в одну империю, которая в начале VI века получила наименование Золотой империи чжурчженей, в которую входили свободные племена уэней, уэньков. Не отсюда ли наименование современной северной территории и ее жителей, эвенков?

Золотая империя, соперничающая с Поднебесной (Китаем), постоянно отражающая нападения предков монголов - киданей, охватывала территорию современной Кореи, побережье Охотского моря, Забайкалье и северные территории. И, самое главное, жители говорили на едином, тунгусо-маньчжурском языке, у них была письменность и культурные центры. Об архитектурной значимости их свидетельствуют археологические находки.

Золотая империя почти одновременно с Киевской Русью пала под копытами конницы Чингисхана. Но ей не удалось, подобно Руси, возродиться - были стерты с лица земли все города, уничтожены литературные памятники, даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты.

Эвенки навсегда потеряли свою прародину, но это не означает, что этот народ - без прошлого: устное поэтическое творчество сохранило предания о былом величии и память о могучих богатырях - сонингах. И вот что удивительно: у всех эвенков, расселившихся от берегов Тихого океана до Оби, единые герои устных произведений, которые с приобретением - а может, восстановлением? - письменности сохранены в печатных произведениях. Эвенки сохранили, пронесли через века устный свод житейских наставлений и нравственных законов, которые, по реставрированным древним надписям на стелах, почти полностью повторяют своды высоконравственных древних законов предков. И основные из них - дружелюбие, гостеприимство, взаимная помощь, уважение к старшим.

Но самое главное, что помогло выжить эвенкам в экстремальных условиях Севера, это домашнее оленеводство. Сосуществование оленя и тунгуса - целая наука. Более того, философия и религия. Олень у эвенка-орочена возведен в культ. И это справедливо: нет животного более совершенного, более практичного, которое бы кормило, одевало, служило транспортом. Поэтому слово "аргиш" имеет в эвенкийском языке несколько значений. Это не только олений обоз, но и путь развития народа.

1581-1583 гг. - первое упоминание о тунгусах как народности в описании Сибирского царства.

Первые землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал: "Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят". Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что "их костюмы напоминают камзолы испанских грандов..."

Но нельзя забывать, что первые русские землепроходцы отмечали также, что "копейца и рогатины у них каменные и костяные", что нет у них железной посуды, и "чай варят в деревянных чанах раскаленными камнями, а мясо только на угольях пекут..." И еще: "иголок железных нет и одежду шьют и обувь костяными иглами и оленьими жилками".

Следовательно, у тунгусов-кочевников, эвенков-ороченов был, по существу, еще каменный век, в то время как у русских, с которыми судьба свяжет их навеки, было уже мануфактурное производство и огнестрельное оружие.

Вторая половина XVI в. - проникновение русских промышленников и охотников в бассейны рек Таза, Турухана и устье Енисея.

Не о вооруженном сопротивлении и крупных сражениях идет речь, хотя в "мирном присоединении" Сибири к России "дипломатия оружия" играла большую роль. Большую, но не главную. Главным были мирные торговые отношения. И даже с появлением острогов, поселений русских промышленных людей и землепашцев прямой контакт двух культур был эпизодическим. Но было бы наивным предполагать, что соседство - где бы это ни было! - двух разных культур не было взаимопроникающим. Русские обучались навыкам охоты, выживания в северных условиях, вынуждены были принимать нормы морали и общежития аборигенов, тем более, что пришлые поселенцы брали в жены местных женщин, создавали смешанные семьи.

Давно пора отказаться и от ложного понятия о "русском торговом грабеже": если для русских соболь представлял ценность, пополнял царскую казну, то для таежных следопытов-тунгусов он долго не был денежным эквивалентом и не представлял в хозяйстве особой ценности. Одежда из оленьих шкур была практичней, из соболиных шкурок шили спальные одеяла и даже ... подбивали ими лыжи. Так что цена медного котла, которая определялась количеством соболиных шкурок, умещающихся в нем, для самих тунгусов казалась смехотворно низкой: "Глупые лючаль (русские): за паршивые шкурки отдают котел, которому век служить!" Так же бесценными были для аборигенов стальные клинки, ножи, наконечники пик, сукно, бисер, стальные иглы, металлические капканы, а поздней - ружья.

1601 год - основание Мангазеи - административного центра и важного торгово-перевалочного пункта.

1607 год - основание Туруханского зимовья.

1607 год - сбор березовским казаком Михайлой Кашмыловым первого ясака с эвенков Нижней Тунгуски.

1620-1623 гг. - мангазейский казак Никифор Пенда поднялся по Нижней Тунгуске до ее верховья, через Чечуйский волок перебрался на р. Лена.

История обычно пишется по документам, официальным записям, а Пенда (он же Панда, Поянда) не служил не царю, ни Богу. Он был "гулящим" человеком, правда, не в современном понимании этого слова. Он был свободен от службы. А посему никаких письменных приказов ему не давали, и письменных отчетов он не писал - в официальных бумагах следов не найти.

Он прибыл из центральной России в Енисейск, как и многие неспокойные сильные люди того времени, идя "встречь солнцу". Прожид здесь год или два, наслушался рассказов о "златокипящей" Мангазее и решил отправиться туда по Енисею. Взял с соартельниками в долг большой корабль, 38-метровый дощаник с палубой, под которой можно спрятаться от непогоды и везти немалый груз.

У Туруханского острога на левом берегу Енисея остановился и к Мангазее поплыл на лодке. Прожил в этом городе некоторое время, познакомился с местными воеводами, и здесь к нему присоединились еще несколько столь же отчаянных душ. Они подрядили еще два коча.

Авторитет Никифора Пенды был высок среди окружающих: справедлив, верен слову. Сорок человек составили его артель, по тем временам это армия, но особая: все взято в долг, под пушнину - и суда, и тысячи пудов провианта, и промысловое снаряжение, и товары для обмена.

И вот со своими верными товарищами решил Пенда идти дальше на восток - обследовать новые земли по Тунгуске.
В июле, когда прошел ледоход, с Туруханска на Енисей вышла его флотилия на широкую воду, и подняв паруса, вошла в безлюдную Нижнюю Тунгуску… Было это 370 лет тому назад.

Отряд Никифора Пенды первым прошел по этим путям, за ним пошли другие, о них история говорит как о первопроходцах, о Пенде обычно молчит.

Конец 20-х годов XVII в. - поход мангазейских служилых людей во главе с Навацким по Нижней Тунгуске и далее на восток в Якутию.

1625-1634 гг. - основание ясачных зимовий: Турыжского в устье р.Кочечумо, Летнего - в устье р.Летняя, Илимпийского - в устье р.Илимпия, Титейского - в устье р.Тетея, Непского - в устье р.Непа. В административном отношении Нижняя Тунгуска составляла часть Мангазейского (Туруханского) уезда.

1723 год - экспедиция Д. Г. Мессершмидта по Нижней Тунгуске, а затем р.Лена и на Байкал с целью изучения сибирских народов и исследования их языков, описания флоры и фауны.

1763 год - манифест Екатерины II о переписи инородцев с указом не чинить коренным народам зла и жить в мире.

Первая половина XIX в. - образование инородческих управ (административных округов) у эвенков Нижней Тунгуски.

Первая половина XIX в. - приобщение эвенков Нижней Тунгуски к православию. Согласно выписке из метрической книги Туруханской Преображенской церкви за 1846 год крещеными на эту дату считались тунгусы Нижнечумской, Таймурской, Курейской и Чемдальской инородческих инородческих управ.

Обращение язычников в христианство не имело ничего общего с тем, как это происходило на американском континенте, куда церковь пришла с крестом и мечом, уничтожив миллионы индейцев. Русские православные миссионеры появлялись среди аборигенов от случая к случаю, крестили желающих, давая новые имена. Кстати, смена имен не противоречила верованиям тунгусов: чтобы отвести злых духов, новорожденным не давали постоянные имена, они появлялись поздней. Туруханский монастырь, основанный в XVII веке, открыл лишь в конце XIX века церковь в Ессее и часовню в Чиринде, двух факториях на севере Эвенкии, одна из которых, Ессей, была центром расселения якутов.

Вот и все "влияние" Российской империи на культуру и быт тунгусов, расселенных в Енисейской губернии от Ангары до гор Путорана; царскую администрацию устраивало сообщество тунгусов, остановившееся на уровне общинно-родового строя. Разумеется, в дополнение к князцам и родовым старейшинам, которыми когда-то становились мудрые и авторитетные люди, стали назначаться старейшины или родовые старосты, обличенные административной властью и для солидности носящие специальную бляху на груди как представители царской власти или, как говорили в просторечии, белого царя.

1822 год - введение Устава об управлении инородцев в Сибири.

Бывший ясак сменился подушной податью, которую выплачивали от переписи до переписи и за умерших. Так что "мертвые души" существовали и в Туруханском крае. Государству российскому все было безразлично, за исключением податей: царскую власть не интересовали причины катастрофического вымирания аборигенов, все более губительные эпидемии оспы, развивающийся туберкулез, прогрессирующая трахома, а также эпизоотия оленей - чесотка и копытка, уносящие тысячные стада. На весь Туруханский край был только один лекарь - в Туруханске - и ни одного ветработника.

 

1840 год - создание Усть-Турыжского хлебозапасного магазина, расположенного в 600-700 верстах по Нижней Тунгуске.

1850 год - учреждение Синодом Русской православной Церкви "Миссии для крещения инородцев Тунгусов орд Таймурской и Нижнечумской и для просвещения остальных инородцев, кочующих в Туруханском крае".

1853 - 1854 гг. - Вилюйская экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с Р.К.Мааком обследовала верховье Вилюя и озеро Сурингда, составив карту ранее неиследованных мест, описание геологического строения, рельефа, этнографических сведений об якутах и эвенках.

1859 - 1863 гг. - открытие М.К.Сидоровым месторождений графита по рекам Нижняя Тунгуска, Вахта и Курейка.

1863 год - создание красноярским золотопромышленником, меценатом и ученым М.К.Сидоровым училища для детей инородцев при Туруханском Троицком монастыре.

Вторая половина XIX в. - начало торгово-промышленного освоения Нижней Тунгуски. Добыча запасов графита золотопромышленником М.К.Сидоровым и "Русским обществом по разработке графита в Сибири".

Михаил Константинович Сидоров родился 16 марта 1823 года в Архангельске в семье купца второй гильдии. В 1845 году он приезжает в Красноярск и попадает в семью Латкина, управляющего золотопромышленными приисками известного миллионера Бенардаки в качестве учителя его детей. Позже он женился на дочери Латкина - Ольге Васильевне.

Время появления Сидорова в Красноярске совпало с периодом расцвета золотой промышленности в Сибири. Михаил Константинович, как и многие другие, был захвачен золотой лихорадкой. Он решил открыть золото и на деньги, полученные от прибыли, открыть в Сибири первое высшее учебное заведение.

В 1850 году он вышел на Подкаменную Тунгуску и здесь впервые открыл богатые месторождения россыпного золота. Все средства, которые он получал с золотых приисков, он обратил на освоение Севера и Северного морского пути.

В 1859 году он открывает месторождение графита на Нижней Тунгуске Туруханского района. Рудник был зарегистрирован как Ольго-Васильевский прииск, названный в честь его жены и друга. Началась добыча графитовой руды открытым способом для Петербургской карандашной фабрики. В 1867 году графит Эвенкии получил высокую оценку на Всемирной выставке в Париже.
Надо отметить, что большое внимание Михаил Константинович уделял положению коренных народностей Севера. Он выступает на конференциях в их защиту с предложением, чтобы в местах промышленного и транспортного строительства, для местных жителей строились русские избы и выдавались государственные пособия на строительство жилья, больниц и школ, а в школе обучать не только грамоте, но и промыслам. Некоторые из своих предложений относительно развития культуры коренных жителей Севера он попытался претворить в жизнь. Он построил за свой счет школу для детей при Туруханском монастыре и дал средства на содержание учеников школы-интерната. Но по распоряжению местных властей ученики были распущены по домам, а школа распилена на дрова для острога.

В 65 лет он умер несостоятельным должником. Миллионное состояние было истрачено на открытия, исследования и благотворительность. Но как общественный деятель Сидоров сделал большое дело, которое никогда не забудется.

1863 год - в верховьях р. Нижняя Тунгуска был переправлен с р.Лена паровой катер с баржей, а затем проследовал вниз по течению Нижней тунгуски и закончил свое путешествие в г.Енисейске. Открытие месторождений каменного угля и новых залежей графита.

май, 1873 год - экспедиция Сибирского отделения Русского географического общества во главе с А.А.Чекановским по Нижней Тунгуске, в ходе которой составлена первая точная карта этого региона, исследованы месторождения графита, описаны растительность, погодные условия, быт и характерные особенности эвенков.

1910 год - основание лавки купцов-тунгусников Панова и Савватеева на месте будущего поселка Тура.

ноябрь, 1917 год - установление Советской власти.

1920 год - создание Туруханского краевого революционного комитета.

ноябрь, 1920 год - отправка революционным комитетом экспедиций в Большую (Тазовскую) и Илимпийскую тундры для выяснения положения туземного населения на местах.

С древнейших времен существовала народная мудрость: нет оленя - нет эвенка. К началу 20-х годов, после гражданской войны, тысячи эвенков остались без оленей, без хлеба, без охотприпасов. И только новая власть спасла северян от голода и массового вымирания. После освобождения Сибири от Колчака, в первую навигацию 1920 года, из Красноярска вышли караваны судов в низовья Енисея и Нижнюю и Подкаменную Тунгуски, на Пит и Сым с продовольствием, мануфактурой, охотприпасами. Были отменены все долги, и северяне освобождались от подушной подати - налогов. Е.С. Савельев в илимпийской тундре, М.И. Ошаров и Г.К. Низовцев на Подкаменной Тунгуске создают кооперацию.

1923 год - принятие Туруханским крайисполкомом положения о северных инспекторах с возложением на них обязанностей по охране промыслового труда, их здоровья и поднятия просветительных и образовательных учреждений.

1923 год - принятие Туруханским крайисполкомом положения об управлении туруханских туземных племен, по которому каждое туземное родовое племя управлялось собственным родовым Советом.

Советы - не выдумка новой власти: с древнейших времен существовали родовые советы. И они долго сохранялись как форма народовластия на Севере. Создание простейших производственных объединений не противоречило традиционной форме хозяйствования: издревле у эвенков существовало умундэ эндэре - совместный выпас и совместная рыбалка, а в период осенне-весенней миграции - совместная охота на оленей. И первые колхозы, создаваемые из безоленных эвенков, которые получили поддержку государства, воспринимались спокойно и даже благожелательно.

март, 1921 год - совещание в Омске с участие представителей северных нардностей по вопросам административно-территориального устройства. Совещание решило продавать хлеб и продукты питания по твердым ценам и твердым государственным ценам закупать пушнину.

июнь, 1921 год - создание на фактории Оскоба первого кооператива эвенков.

1921 - 1923 гг. - выделение государством долгосрочных кредитов для поддержания оленеводства в связи с эпидемией сибирской язвы.

март, 1923 год - принятие ВЦИК и СНК РСФСР постановления "Об охоте", введение льгот для туземных народов Севера на ведение охотничье-промыслового производства.

май, 1925 год - создание Енисейского губернского Комитета Севера во главе с И.М.Сусловым.

1923 год - создание родовых Советов на Нижней и Подкаменной Тунгусках.

1921 - 1923 гг. - открытие в Илимпийской тундре Енисейским губсоюзом кооперативной торговли.

1926 год - создание рабфака северных народов при Ленинградском пединституте, в числе первых студентов были Н.Н.Путугир, П.Н.Путугир, Н.Н.Монахова, А.Н.Каплин, Г.П.Салаткин.

В 1926 году - ВЦИК и СНК РСФСР утвердили временное положение об управление туземных народностей и племен северных окраин РСФСР. В основу организации низовых органов управления был положен родовой принцип.

Активными организаторами родовых Советов в Тунгусско-Чунском районе были инструкторы Туруханского райисполкома И.К. Кочнев, Н.В. Ефимов, заведующий факторией Стрелка М.И. Остапкович. Из числа коренного населения рядовые Советы организовывали М.И. Широглагов, Р. Голубченок, П.В. Таркиченок, П.Т. Ястриков. Родовые сугланы проводились в течение 4-5 дней, обычно это происходило в середине весны - после охотничьего сезона. Вот как проводились родовые сугланы в двух родовых Советах в Стрелке. На суглане заслушивались отчеты председателей родовых Советов, вырабатывались сообща наказы новому составу родовых Советов, причем приходилось переводить каждое слово на эвенкийский язык, ведь среди коренного населения было мало грамотных людей.

ноябрь, 1927 год - в стойбище Тура создается уникальный центр - не административный или промышленный, а культбаза, со школой, больницей, ветеринарным пунктом.

В1927 году, в Ленинграде открывается северный рабфак, вскоре Институт Севера, северные рабфаки открываются в Хабаровске, Енисейске, Красноярске, в Туре - школа колхозных кадров и фельдшерско-акушерское училище. Готовятся кадры учителей, вслед за ликбезами открываются школы, амбулатории.

1928 год - создание северного отделения при рабфаке Томского университета. Такое же отделение было создано при Иркутском пушно-меховом институте. Среди студентов были П.П.Увачан, В.Д.Каплин, Л.Н.Увачан, С.И.Сочигир.

10 декабря, 1930 год - образование Эвенкийского национального округа. Окружным центром стала Туринская культбаза. В приобщении малочисленных народов Севера к новой жизни особую роль сыграли первичные формы советской автономии - национальные округа. Вопрос о формах самоуправления северных народов широко обсуждался в 20-х годах правительственными органами Советской страны, учеными-этнографами, научной общественностью.

1930 год - появление эвенкийской письменности.

В 1931 году "Ольго-Васильевский" прииск, принадлежавший когда-то М. К. Сидорову был переименован в Ногинский, а в 1930 году на нем приступили к промышленной разработке эвенкийского графита.

В 1941 году началась война…

22 июня 1941 года - начало войны и начало отсчёта целого периода в жизни нашего народа. Все от стара до мала встали на защиту Родины. Сотни мужчин уже летом 1941 года ушли из Эвенкии сражаться с ненавистным врагом. А тем, кому пришлось остаться в тылу, не сидели, сложа руки. Старики, женщины и дети трудились, заменив отцов, мужей и братьев, приближая день Победы. В Эвенкии не было заводов и фабрик, её жители не производили оружие, боевую технику и боеприпасы. Эвенкия поставляла сырьё, продукты питания, тёплую одежду, выполняла несложные, но трудные заказы для фронта.

В феврале 1942 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Калинин М.И. так оценил задачи, стоящие перед тружениками тыла: "Вопрос стоит в том, как практически лучше и эффективнее приложить свои силы в деле победы над врагом. Мне кажется, первое, что требуется от каждого человека, это осознать, что победа добывается не только на фронте, но и в глубоком тылу. В достижении военных успехов участвуют не только бойцы на полях сражений, уничтожая врага оружием, но и домашние хозяйки, когда они идут на производство и заменяют ушедших на фронт, когда они уменьшают расход электроэнергии, топлива, проявляют внимание и заботу к раненым бойцам; к детям-сиротам".

Важнейшей задачей для Эвенкии в годы войны была добыча пушнины или, как выражались тогда, "мягкого золота". Увеличение добычи пушнины напрямую влияло на финансовое положение, на укрепление обороноспособности нашей страны.
Каждый охотник, колхоз и район принимали на себя конкретные обязательства по добыче пушнины. Этому уделялось серьёзное внимание, как со стороны партийных, так и со стороны советских органов власти.

Ежегодно, в течение всей войны, принимались постановления и обращения Эвенкийского окружного совета депутатов трудящихся и окружного комитета ВКП (б).

В 1942 году в обращении "Ко всем охотникам Эвенкии" говорилось: "Товарищи охотники! Дайте стране пушнины за сезон не менее 2 тысяч белок - на ружьё. Используйте все орудия лова. Повышайте добычу песца, соболя, лисицы, горностая, зайца, ондатры и других видов пушнины. Помните, что ваш честный труд укрепляет боевую мощь Красной Армии, приближает час разгрома немецко-фашистских войск".

На факториях велась большая агитационная работа. Это давало определённые результаты. Но главное, пожалуй, состоит в том, что население округа чётко осознало свои задачи, свой гражданский долг перед Родиной.

В глубокой тайге, на заснеженных северных просторах от темна до темна трудились охотники, добывая для своей страны "мягкое золото" - пушнину, тем самым приближая Победу над фашистской Германией.

50-90-е годы - только недальновидный человек не может не заметить и не знать, как поднялись экономика и культура, в том числе и национальная, за годы советской власти. Была ликвидирована неграмотность, сотни эвенков стали учителями национального языка, более десятка из них получили высокое звание заслуженный учитель, появились свои, национальные врачи, ученые. Исчезли эпидемии оспы, трахомы, резко снизилась заболеваемость туберкулезом. И главный показатель - естественный рост населения.

В 1950-51 гг. - в округе произошло укрупнение колхозов. В связи с этим навсегда с карты Эвенкийского национального округа исчезли поселения: Мурукта, Воеволи, Кумонда, Панолик, Светлана, Ингида и многие другие.

В 1955-1956 гг. - землеустроительная экспедиция Министерства сельского хозяйства дала каждому колхозу конкретные рекомендации в использовании оленьих пастбищ - пастбищеоборота. Считалось, что это прогрессивная система организации кормовой базы. Однако укрупнение колхозов сорвало эвенков с родовых пастбищ, охотничьих угодий, родных озер. Были разрушены родовые и культурные связи. Ничего этого не замечалось: эйфория, охватившая руководство при виде появившихся вдруг "колхозов-миллионеров", новых благоустроенных поселков, якобы свидетельствующих о "переходе на оседлость", застилала рассудок.

20 марта 1950 г. - в Ногинском графитовом руднике образован сельский Совет, а уже 16 марта 1951 года населенный пункт Ногинск отнесен к категории рабочих поселков.

13 сентября 1950 г. - отведен земельный участок под сухопутный аэродром п. Байкит, а 31 января 1951 года началось его строительство.

В 50-60 гг. - в округе работала ветеринарно-бактериологическая лаборатория, зооветеринарные пункты. Пастухи для оленьих стад набирались из среды колхозников, для повышения их квалификации проводились курсы техников-оленеводов. За высокие показатели, достигнутые в развитии оленеводства и всего общественного хозяйства, некоторые колхозы округа были неоднократными участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и ВДНХ.

В 50-х годах получила расцвет новая отрасль хозяйства эвенков - звероводство. Начало его развитию положила звероферма серебристо-черных лисиц, организованная в 1938 году Главным управлением Северного морского пути при Оскобской промыслово-охотничьей станции. За высокие показатели в развитии клеточного звероводства С.П.Хейкури - заведующий фермой серебристо-черных лисиц колхоза "Победа" Илимпийского района - неоднократно был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Местная промышленность в округе развивалась в направлении главным образом бытового обслуживания населения, выпуская товары широкого потребления, предметы первой необходимости и домашнего обихода. На местном сырье развивались деревообработка, солеварение, кожевенное производство, кирпичное и известковое производство и т.д.

17 августа 1954 года при исполкоме окружного Совета был образован отдел культуры и просветительской работы.

В 1958 году окружной комитет КПСС принял решение "О мерах по развитию национального художественного творчества в округе". В целях выдвижения творческих сил вовлечения их в активную деятельность с 15 мая по 1 ноября 1958 года был объявлен окружной конкурс на лучшее произведение изобразительного и прикладного искусства. В конкурсе приняло участие свыше сорока местных прозаиков и поэтов, собирателей и хранителей фольклора.

В 50-60 годы огромную работу проводили сотрудники "Красных чумов". Они учили женщин готовить новые блюда, расходовать средства, обучали шитью на машинке, распространяли книги и в то же время были самодеятельными артистами. "Красные чумы", как культурно-просветительские учреждения были актуальны до начала 70-х годов. 1974 году они были ликвидированы, так как их место заняли более прогрессивные формы организации культурной жизни: было открыто 14 сельских Домов культуры, 3 сельских клуба, 16 сельских библиотек, создано 3 районных агитбригады.

20 июня 1960 года началось строительство моста в поселке Байкит.

10 апреля 1961 года открылся детский комбинат в поселке Мирюга.

23 ноября 1963 года закончилось строительство нового здания типографии на ул. Школьная 15.

14 января 1971 года Эвенкийский национальный округ награжден орденом Трудового Красного Знамени.

11 декабря 1971 года в поселке Тура принят в эксплуатацию кинотеатр на 300 мест.

13 февраля 1974 года в Байкитском районе образован "Суриндинский" племенно-оленеводческий совхоз.

26 февраля 1975 года в поселке Тура Илимпийского района образовался поселковый Совет депутатов трудящихся с присвоением ему наименования "Туринский".

24 марта 1976 года Эвенкийскому национальному округу вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС за досрочное выполнение народохозяйственного плана за 1975 год и успешное завершение девятой пятилетки.

17 декабря 1976 года принят в эксплуатацию детский сад - ясли на 50 мест в поселке Эконда.

27 сентября 1977 года введен в эксплуатацию детский сад - ясли на 90 мест в поселке Тура.

28 июня 1978 года построено здание скорой помощи в поселке Тура.

В январе 1980 года на базе окружного Дома творчества образован окружной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы.

28 ноября 1980 года в поселке Тура была построена Туринская средняя школа на 784 учащихся.

20 июня 1982 года образован отдел вневедомственной охраны при окружном отделе внутренних дел.

10 сентября 1982 года образован государственный памятник природы местного значения "Суломайские столбы", расположенный на реке Подкаменная Тунгуска Байкитского района 20-ю км. выше поселка Суломай.

1992 год - Эвенкийский национальный округ становится Эвенкийским автономным округом, оставаясь в составе Красноярского края, но одновременно являясь независимым субъектом РФ. Председатель окружного исполкома Совета народных депутатов Якимов был назначен Главой Администрации округа.

4 февраля 1992 года - образован Комитет по управлению госимуществом.

5 февраля 1992 года - произошло разграничение государственной собственности в ЭАО на Федеральную государственную собственность и муниципальную собственность.

13 февраля 1992 года - образована эвенкийская государственная телерадиокомпания "Хэглэн".

14 февраля 1992 года - образовано Управление сельского хозяйства Администрации округа на базе упраздненного Агропрома.

7 июля 1992 года - образованы самостоятельные лесхозы в границах Илимпийского, Байкитского, Тунгусско-Чунского районов за счет разукрупнения Эвенкийского лесхоза.

1 октября 1992 года - образован эвенкийский окружной Комитет по охране природы.

2 ноября 1992 года - образовано негосударственная образовательное учреждение "Частная школа".

15 декабря 1993 года - был образован Законодательный Суглан ЭАО.

5 апреля 1993 года - образовано дорожно-транспортное предприятие "Дорожник".

24 мая 1993 года - установлен государственный природно-исторический памятник "Географический центр РФ - Эвенкия".

25 мая 1993 года - на территории ЭАО образована база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

17 июня 1993 года - организован Эвенкийский окружной узел почтовой связи.

29 сентября 1994 года открылся дом-интернат для престарелых и инвалидов в поселке Ванавара.

В декабре 1996 года состоялись первые демократические выборы Главы Администрации округа. Главой Администрации Эвенкийского автономного округа был избран А.А.Боковиков. В период его пребывания у власти, Глава Администрации округа получает статус губернатора.

8 апреля 2001 года на выборах губернатора Эвенкийского АО с результатом 51,08% был избран Б. Н. Золотарев.

Август 2002 года - 2 Всероссийский съезд эвенков России. Создан Союз эвенков России.

Январь 2003 года - открытие окружного Дома детства в Ванаваре.