Шаманизм – этнокультурный феномен

Шаманизм - этнокультурный феномен, принадлежащий истории многих коренных народов Сибири. Феномен, понимание которого может приоткрыть глубинные пласты ментальности тех, чей духовный мир отражает зарю человеческой эпохи.

Шаман - отнюдь не абориген Севера, шаманы были родоначальниками нетрадиционной медицины на островах Океании, на американском континенте, в древних Вавилоне, Китае, Египте, Греции.

Разумеется, они имели разные названия, но главным словом в этом синонимическом ряду было слово "колдуны". Владимир Даль приводит другие определения: знахари еще и волхвы, ясновидящие, ведуны. А вот "воинствующие безбожники" нашли в монгольском слове "самана" сходство с русским "шаман". А самана - это юродивый, человек странного поведения.

Вот и объяснение: чего ждать от юродивого, дурачка, блаженного или прикидывающегося им? Да еще исполняющего "дикие" ритуальные пляски, от того, кто "общается с духами" в состоянии экстаза! И никто не хотел всерьез задуматься над основой, внутренним содержанием этих диких ритуальных плясок, которые имели название "камлание", что действительно означало "общение с духами", и, если хотите, - обращение к высшим силам. А самой высшей силой для первобытных народов была природа.

Шаманизм - это не только культ, но и система миропонимания, включающая в себя такое сложное понятие, как космогония, это и лечение человека при помощи природных сил. Так что и ранее не было никакой натяжки в том, чтобы называть шамана природным или народным лекарем.

Разумеется, среди шаманов было (а особенно они расплодились сегодня) немало людей, поверхностно знающих свое ремесло, недобросовестных и просто шарлатанов. Но разве не видим мы этого явления и среди дипломированных врачей? Почему же в свое время "воинствующие безбожники" и вся партийная печать обрушились на шаманов?

Дело, оказывается, не только в борьбе с религиозными предрассудками, и не только в том, что Советы увидели в шамане своего противника, защищающего кулачество и мешающего строительству нового строя. Дело в том, что шаманы -истинные "дети природы", первыми почувствовали опасность бесцеремонного вторжения в древние традиции, жизненный уклад, духовные ценности северян.

Шаманами не становились по окончании учебного заведения, как это происходит со священниками всех конфессий: соплеменники и старые шаманы выбирали особо одаренных детей, в том числе и девочек, наделенных способностями ощущать природу, особой памятью и тем даром, который мы сегодня называем экстрасенсорикой. И эти дети проходили долгую выучку у шаманов, им передавались не только особый дар гипноза, мануальной терапии, но и тайны целебных трав. И, конечно же, трепетное, бережное отношение к своей северной земле.

Шаманы были не только прекрасными охотниками, но и теми, кого мы сегодня - после учения в институтах - называем охотоведами. Словом, это были люди, наделенные, помимо особых мистических, огромными жизненными, практическими навыками. Среди них встречались талантливые певцы, сказители, художники, которые являлись хранителями национальной культуры... Не случайно в 1975 году в Ленинграде прошла международная научная конференция "Этнография и народная медицина", после которой шаманизм был, по существу, реабилитирован.

Профессор Л. Щерток (Франция) говорил: "Психотерапевтическое искусство древних врачевателей опиралось на многовековой опыт, и нет смысла отвергать некоторые их приемы только на том основании, что они "шаманские". Он поддержал нашего российского профессора, доктора медицинских наук С. Семичастного, который говорил, что "шаманские пляски не кривляние, а мощное средство психотерапевтического воздействия"...

На конференции медики, этнографы, историки, писатели говорили - впервые открыто! - что современные малые народности, развивающие свое врачебное искусство вдали от проторенных дорог мировой цивилизации, оказались достойными соперниками современных европейских медиков.