Хори
Первыми банкирами были монголы

В общественном сознании образ кочевников (а это, по мнению большинства, всегда монголы) нарисован достаточно ярко и претенциозно. Дикий варвар, скачущий по степи, уничтожающий все признаки цивилизации, не знакомый с грамотой и культурой. Таков портрет монголов, нарисованный и растиражированный европейскими и нашими учеными. Да, монголы разрушали, соглашается Баир Дашибалов. Но они разрушали замкнутость, косность сознания, религиозную нетерпимость, узость мышления и создавали… Создавали новое, открытое евразийское пространство и глобальное мировоззрение. Все то, к чему Европа пришла в конце второго тысячелетия, – единое общество, уже было создано монголами в XIII-XIV веках. И не было никакого экономического упадка и разорения после монгольских походов. На всем протяжении великой империи сохранились как уровень металлообработки, так и непрерывность технологической цепочки. А это показатели развития общества, как сегодня компьютеризация. Более того, монголы научили Европу лить чугун и познакомили со всеми достижениями своей цивилизации. Это достоверно демонстрирует археология, одна из самых честных наук.

Высочайший уровень монгольской цивилизации находит подтверждение и в словах Марко Поло, венецианского купца и первого европейца, проникнувшего в сердце великой империи и восхитившегося ею. В своих воспоминаниях он даже назвал целую главу «Как великий хан вместо монет тратит бумажки», посвятив ее денежному обороту монголов. Богатейшего из просвещенных людей Европы поразили не только бумажные деньги, но и возможность обмена старых купюр на новые. А это значит, что существовали и банки!

Археологи находят и другие веские доказательства процветания монгольского государства. Если сравнить количество найденных археологами монет в городах Средней Азии и Ирана до монголов и в их время, то в монгольском слое монет гораздо больше. Причем эти деньги из разных стран, что говорит об активной торговле. Видимо, не зря Марко Поло двинулся на Восток, ведь он прежде всего был купцом. А куда тянутся коммерсанты всех времен и народов? Туда, где есть товары и есть деньги, говорит Дашибалов.

Земледельцы, ставшие кочевниками

Но как смог кочевой народ достичь такого уровня в своем развитии, что обошел другие на несколько веков? На этот вопрос Баир Бальжинимаевич отвечает двумя аргументами.

Во-первых, кочевники являлись посредниками между различными народами и культурами и их движение развивало и обогащало человеческое общество. При таком укладе естественно, что все новое и лучшее тут же находило живой отклик у древних номадов-путешественников. А так как эпицентром для всех кочевых волн, изменивших облик древней Евразии, служили степи Центральной Азии, то именно они и стали центром мировой цивилизации. Отсюда двинулись на запад хунну – олицетворение всех кочевых народов и отсюда же выплеснулись тюрки и монголы. И в то же время шел обратный процесс - движение с запада на восток. Археологами отмечено много идентичных находок у народов Прибайкалья и Западной Европы, Древнего Египта и Юго-Восточной Азии. Даже языки сохранили некоторые черты общих названий.

Во-вторых, фактором, позволившим древним монголам создать величайшую империю, был, как это ни парадоксально, оседлый образ жизни, сохранившийся в их сознании. Данные археологических раскопок показывают, что древнейшие монголы вели оседлый образ жизни и были знакомы с земледелием. На карте Восточной Азии самые плодородные земли расположены на стыке степи и океана, в районе реки Шара-Мурэн у Желтого моря. Этот регион явился колыбелью для монгольского, маньчжурского и корейского народов. Здесь начали строиться первые города и крепости, здесь создавались первые государства и первые политические союзы. Поэтому древним монголам не составляло особого труда привыкнуть к тому или иному типу хозяйствования. И наиболее ярко это проявилось в культуре хунну, где две основные традиции – кочевничество и земледелие – соединились в одно целое.

Хори и кори – тысячелетние братья

Кто же были древние монголы? На этот счет у историков есть разные мнения, но почти все они сходятся в мысли, что предками многих восточно-азиатских народов были дун-ху или восточные хори (в китайском языке нет буквы «р» и, по мнению ученых, самоназвание «хори» трансформировалось в «ху»). Баир Дашибалов согласен с мнением, что правильно будет называть их хори-монголы. Они были кочевниками и земледельцами, их высокий культурный и интеллектуальный потенциал привел к тому, что они стали во главе многочисленных племен и сформировали несколько разных народов. Считается, что стремена (предмет, который позволил совершить гигантский скачок в развитии человечества) изобрели корейцы, но на самом деле придумали их хори-монголы, ведь корейцы занимались земледелием. За стременами пошли седло и сабля – как неразрывная цепочка изобретений, давшая хорам возможность доминировать на всем протяжении от Дальнего Востока до Дуная.

Например, прародителем корейского народа и основателем государства Когурё-Корё был Тонмён, который происходил с севера, из мифической страны кочевников кори. Кори и хори - общность бурятского и корейского языков давно отмечали исследователи. Но сам факт того, что только в наших двух языках сохранилось название хори говорит о многом. Теперь понятны и данные генетиков, нашедших идентичный набор генов у бурят и корейцев. Археологи же, в свою очередь, обнаружили несколько вещественных доказательств нашего родства. Так, на иволгинском городище костей собак и свиней найдено на 10% больше, чем костей лошадей и овец. Следовательно, наши предки тоже употребляли собак в пищу. Там же мы находим каны, или ондали – древние отопительные системы, характерные для наших народов. В-третьих, во многих погребениях на берегах Байкала часто встречаются культовые вещи, сосуды и украшения, например, такие как бронзовые колокольчики и бубенчики, характерные для древних культур Кореи, Северного Китая и Японии. В-четвертых, сложные криволинейные линии орнамента, принятые в дальневосточной культуре, используются и у бурят. В пользу близкого родства бурят с корейцами говорят и другие, биологические и антропологические исследования - жесткая структура волос, наличие «монгольского пятна» у младенцев или, как говорят японцы и корейцы, «отметины Чингисхана».

«Земля обетованная» для бурят и монголов

Как появились хори на территории нынешней Бурятии? Где их прародина? Дашибалов убежден и археологические находки это доказывают, что истоки этого народа находятся у берегов Желтого моря в долине Желтой реки. Отсюда они ушли на запад, в степи Центральной Монголии. Другая часть хори двигалась на северо-восток, по Амуру, а затем повернула на запад. Не отсюда ли появились в бурятском языке понятия морей и океанов? Лишь в одной Гэсэриаде встречаются названия шести морей, вплоть до Северного Ледовитого океана. В своем историческом движении наши предки сформировали некоторые дальневосточные народы. Если сравнить погребальные обряды древности (наиболее устойчивая и консервативная часть культуры) в Прибайкалье, Якутии и на Амуре, то они во многом идентичны. Очутившись в долине Селенги, у берегов Байкала, хори не нашли более лучшего места для своей второй родины.

Подтверждением археологических данных служат и записи бурятских преданий. В «Летописи хоринских бурят» древние хори, возглавляемые Баргу-Батором вместе с сыном Бурту Чоно, перекочевали на Байкал из южных земель. Об этом же свидетельствуют молитвы шаманов балаганских бурят, у которых есть и онгон Борто: «Ну, а хори-монголы родом из далекой южной земли». Им вторит Марко Поло, много лет проживший среди монгольской аристократии, которая хорошо знала свою историю. По утверждениям его именитых современников, прародина всех монголов размещается в районе Шара-Мурэн. Видимо, это очень тонко прочувствовал поэт Баир Дугаров, написавший следующие строки:

«Ушли чингисиды,
А хори остались –
живучее племя на все времена.
Оно по азийским
просторам скиталось
И чашу кочевий испило
до дна».

По признанию Баира Дашибалова, значение монголов в истории нуждается в переоценке. Это единственная культура, которая построила цивилизацию, идя от городов к кочевьям. Древние монголы всегда пытались соединить Запад и Восток, они отдали свою лучшую кровь и плоть для других народов. И они же были оболганы европейскими историками. Поэтому сегодня для возрождения и развития всех народов, населяющих Россию, необходимо понимание ценности каждого этноса, каждой культуры. Бурятия в этом смысле выгодно отличается от своих соседей по Азии как островок, где традиции и жизненный уклад законсервированы веками. Буряты сумели сохранить свою самобытность, живя бок о бок с другими народами.

 

Тимур Бадмаев