Парапланеризм в Иркутске – где у нас летают

Наедине с ветром и небом...

1 мая состоялось традиционное открытие летного сезона парапланеристов на холмисто-степной гряде в районе пос. Усть-Орда. Это место было разведано около 20 лет назад специалистами Иркутского Авиационного Завода – отсюда и название платообразной гряды - ИАЗ. На экспериментально-испытательном склоне (дельтадроме) – так он официально называется – Владимир Беляков, главный испытатель продукции авиазавода, облётывал серийные дельтапланы «Славутич» и «Градиент».

С 1997 года это место облюбовали и парапланеристы, вследствие чего дельтадром получил новый статус парадельтадрома. Протяжённая на несколько километров гряда, высотой около 50 м, имеет три старта: северо-западный, западный, и южный. Это идеальное место для обучения полётам на парапланах и дельтапланах, поскольку имеет небольшой крутизны сглаженные склоны, а подножие и вершина гряды - ровные степные поля. Плоское вершинное плато позволяет безопасно осуществлять экстренное приземление пилотов при возможном ухудшении метеоусловий, например, при усилении ветра.

Заход на посадку

В районе Усть-Орды есть еще одно интересное место для парапланерного спорта – гора Булен с перепадом высоты 100 м. Направление старта северо-западное. Булен хорош для тренировок более опытных пилотов, т.к. имеет достаточный перепад высоты и приличную крутизну. При наличии среднего по силе ветра (5-8 м/с) для полётов в этом месте уже требуется определённая квалификация пилота, поскольку это гребневая гряда. Опасность полётов вдоль гребней хребтов, как, впрочем, и при полетах в горах, заключается в том, что с подветренной стороны гребня образуется воздушный вихрь - ротор, в котором может произойти сложение летательного аппарата и неуправляемое падение с высоты. Вдобавок, с обратной стороны Булена проходит линия электропередач. Если параплан сдует за гору, то нужно постараться облететь провода и сесть за линией.

Для пилотов-новичков на Байкале в районе Малого Моря (Куркутский залив, бухта «Радости-2») имеется ещё один хороший учебный склон. Внизу у воды можно поставить лагерь и совместить тренировки с отдыхом. Стабильные утренние и вечерние байкальские бризы, пологий травянистый склон дают прекрасную возможность совершить свои первые полёты.

Следующее облётанное место – это район пос. Сахюрта (МРС) на Байкале. Склон с перепадом высот около 150 м давно пользуется популярностью у пилотов сверхлёгкой авиации. На окраине посёлка, за фермерским домом, вверх по склону идет дорога, по которой на старт можно заехать на автомобиле. В этом месте летают в динамических и термических (теплых восходящих) воздушных потоках. В слабоветрие и штиль здесь очень хорошее учебное место. Идеальная посадка на фермерском «огороде».

Наряду c различными учебно-тренировочными стартами, в Прибайкалье имеются более сложные лётные районы: Тункинские гольцы, Хамар-Дабан, Центральный Саян.

В посёлке Аршан в Тункинской долине (250 км от Иркутска) у подножия Восточных Саян есть два разведанных старта: пик Любви с перепадом высот 1250 м и 600-метровый промежуточный старт на гребне этого же пика. Подъём на старты по тропе занимает от 1.5 до 4 часов, лучшая посадочная поляна в долине у буддийского Дацана. Продолжительный высокий полёт с пика Любви проходит над красивейшим глубоким каньоном, для любителей острых ощущений это одно из уникальнейших мест. Совместить за один день настоящее горовосхождение к суровым скальным вершинам, совершить полёт с одной из них и приземлиться в таинственном культовом месте – редкое по насыщенности приключение.

Для тех, кого не пугают далекие расстояния (320 км), можно предложить самый высокий старт в нашем регионе – склоны горы Мунку-Сардык (3492 м) в Центральном Саяне. Более простой полёт можно совершить в сторону Монголии к берегам живописного озера Хубсугул. Для старта с этой вершины лучше подождать благоприятных метеоусловий, когда ветер и термическая активность минимальны. Полёт с вершины в российскую сторону ещё ждёт своих первооткрывателей.

Александр Фомин
над степью

Интересны и перспективны по красоте и экстремальности полёты с вершин Хамар-Дабана – пики Тальцинский, Черского и другие. Главная проблема в этих местах – густая горнотаёжная растительность, ограничивающая возможности для посадок.

Надо отметить, что полеты в горах по ряду причин сложнее и рискованнее равнинных (например, на гряде ИАЗ). Во-первых, скорость и «темперамент» воздушных потоков в горах обычно значительно активней равнинных. Во-вторых, законы движения воздуха в горах намного сложнее, также как и их рельеф. Важнейшая причина отличия горной аэрологии от равнинной – большая неравномерность солнечного прогрева разных склонов, а значит, и температур масс воздуха, прилегающих к этим склонам – одни находятся в тени и холодные, а другие быстро нагреваются на солнце. Неизбежное перемешивание этих масс и создаёт оригинальные горные «коктейли». Перелетая в ущелье от одного склона к другому, вы можете попасть в абсолютно противоположные по направлению и силе потоки. В течение дня характер поведения воздушных потоков может измениться, вплоть до противоположных или иных по своему действию. Сложный рельеф и обычный лимит благоприятных посадочных мест, требуют от пилота тщательнейшей подготовки и опыта.

Максим Пензин
на взлете

Вообще, для начала длительного полёта идеально бы иметь хороший запас высоты. Любой безмоторный полёт проходит с её потерей, увы, таков безжалостный закон гравитации. Чем выше ваш старт, тем больший запас времени вы имеете для простого планирующего полета и, соответственно, больше шансов во время этого полета обнаружить и использовать подъемные условия воздуха. У склонов гор или холмов можно долго летать, не снижаясь в особых динамических потоках, когда дует ветер определённой силы и «набегающий» на склон воздух создаёт так называемую подъёмную зону динамика. Например, на 50-ти метровой гряде ИАЗ в простых динамиках летают на высотах до 100 м, то есть почти в два раза выше самой горы.

Главная цель пилота, жаждущего длительного и высокого свободного полета – использование природного чуда – тепловые воздушные потоки ( термики ), которые возносят нас и птиц к облакам. Для образования термических потоков нужно благоприятное состояние атмосферы, солнечная погода и земная поверхность, желательно сухая и контрастная по цвету. Чем темнее поверхность, тем она быстрее прогревается солнечными лучами. Это, например, вспаханное поле, степная или скалистая местность. Нагретый участок поверхности передаёт тепло прилегающему к ней слою воздуха. После того как приземный слой воздуха прогрелся, он отрывается и всплывает вверх в атмосферу. Его место занимает новая порция окружающего (менее прогретого) воздуха и через некоторое время цикл может повториться. Облака в небе обычно показывают вершины земных термических потоков, где происходит конденсация водяных паров поднятых тёплых масс.

Постоим, подержим крыло...

Конечно, имеются места, где такие потоки появляются чаще, их мы и стараемся найти. Разумеется, летая над такой благоприятной местностью, наши шансы обнаружить и использовать для подъёма термические потоки значительно выше. Для отрыва прогретого объёма воздуха нужен какой-то возмущающий фактор на земной поверхности, так называемый – триггер. Простейшим триггером может быть наличие ветра и препятствие, например, склон горы. Теплый воздух, подгоняемый ветром к склону, разгоняется и отрывается вверх. Если в этот момент мы пролетаем в данном месте и правильно используем невидимый "лифт", то можем быстро проникнуть в безбрежный "пятый океан". Набрав максимально возможную высоту (до основания облаков, обычно 1,5 – 2,5 км в наших широтах), можно лететь дальше, растрачивая имеющуюся высоту на полёт в выбранном направлении. Обнаружив новые условия для подъёма, всё повторяется вновь – набор высоты и полёт дальше.

Очень кратко я постарался изложить сущность свободного полёта на параплане. Разумеется, как и в любом сложном деле, для серьёзных полётов необходимы специальные знания и навыки, приобретаемые на тренировках. Последовательность, упорство и желание непременно вознаградят вас необычными впечатлениями от полётов.

Александр Токарев

В прибайкальском регионе достаточно разведанных мест для полётов на параплане и новых, которые ещё ждут своих энтузиастов-первооткрывателей. Из сдерживающих факторов развития парапланеризма у нас можно отметить: удалённость лётных мест, залесенность рельефа, недостаточную техническую оснащённость, необходимость существенных трат на приобретение высококачественного снаряжения.

Однако же, количество людей в Иркутске, увлеченных парапланеризмом, с каждым годом растет. Люди всегда хотели летать, причем не внутри какой-нибудь жёсткой конструкции с мотором, а подобно птицам наедине с ветром и небом – параплан нам дарит такую возможность.


Александр Токарев (tokal@angara.ru)
фото - Максим Пензин (maxp@angara.net)
фото - Эля or Норка (nora@angara.net)
1 мая 2003