Не посмотреть ли КБЖД из окна машины?

Черный лед с паутиной трещин под колесом "кареты".

Сегодня мы отправимся в очень ленивое путешествие, которое, впрочем, не умаляет его интересности и доступности. Так вот, речь пойдет об автотуризме, да не о простом, а ледовом. Наверное, не в каждом городе есть такая возможность - проехаться по льду на машине. А у нас при всем при этом есть еще и возможность посмотреть на Байкал во всем его величии и получить огромное удовольствие от созерцания льда, снега и солнца. И все это за один день!

Думы о том, что в воскресенье нужно вставать раным рано и нестись на электричку окончательно замучали наши невыспавшиеся души и тельца. Пораскинув вечером еще не до конца заснувшими мозгами, родилась идея попутешествовать на машине. Сказано-сделано! Проснувшись ранним воскресным утром, часиков эдак в десять, неспешным ходом выдвигаемся в сторону Култука, заехав по пути в любимую кафэшку в "Глубокой", чтобы позавтракать. Через пару часов мы уже в Култуке. Как бы нам теперь выбраться на лед? После "пятачка" наверху серпантина (где можно, кстати, разжиться омульком в самых разных видах) и спуска в Култук едем в сторону Слюдянки. Через несколько сот метров поворачиваем к Байкалу и пристани с Г-образными кранами. Переезжаем железнодорожное полотно и рядом с огромным пирсом выезжаем на лед. Отсюда начинается самое интересное.

Сначала лед будет немного шероховатый, поэтому пока повременим садить за руль женщин и детей, выедем на дорогу, которая идет в Листвянку. Все дороги по льду стараются прокладывать ближе к берегу. Нам с вами, к счастью, не придется быть первопроходцами, мы поедем по уже проложенной машинами трассе. На льду снега не очень много, дорога уходит под берегом, по которому проложена КБЖД (для тех, кто не знает - это Кругобайкальская Железная Дорога). Едем к старой Ангасолке (это 8 км от Култука). По пути начинают встречаться тоннели и подпорные стенки, мосты и виадуки. Торжествуем по поводу того, что не надо 80 км (а именно такая длина КБЖД от Култука до порта Байкал) топать пешком по шпалам, чтобы посмотреть на результат творения несметных человеческих рук. Для справки стоит сказать, что КБЖД входит в число крупнейших историко-архитектурных памятников и весьма уникальна, так как строилась она на рубеже XIX-XX веков, как говорится, с киркой и динамитом в руках силами наемных работников и заключенных. Едем не спеша, обозревая окрестности и привыкая ко льду.

Первый поселок, встречающийся на пути - это, собственно, Старая Ангасолка и есть. Здесь любители льда облюбовали себе мост, залили пару пролетов и лазят с кошками и ледорубами, приобщаясь к бурно развивающемуся сейчас в России ледолазанию. Их вы с дороги не увидите - они находятся с теневой стороны моста. Если хотите - можете сходить и посмотреть - весьма зрелищно (несколько фотографий можно найти в разделе "Люди" на нашем сайте). Правда придется пройтись немного пешком, потому что к самому мосту вы не проедете - в бухте много торосов.

С теми, кому не интересно ледолазание или не захотелось выходить из теплой машины - едем дальше. Слева (а всё интересное, как вы уж поняли, будет находиться весь день именно слева) начинаются скалы, обрывающиеся прямо на ж/д полотно. Там можно увидеть палатки у подножия - это альпинисты и скалолазы выползли на солнышко начать тренировки на естественном рельефе. Если интересно - можно подъехать и выйти посмотреть. После Ангасолки лед становится гладким. Здесь можно наконец посадить на вожделенное место водителя прыгающего от нетерпения ребенка, в крайнем случае - женщину :). Проезжаем так называемый "откол" - мыс, на котором непонятно для чего оставили треугольный кусочек скалы между берегом и КБЖД.

Солнышко светит справа и слегка припекает щеку, а небо синее и заканчивается только на снежных вершинах Хамар-Дабана на другой стороне Байкала. Красота! Можно ехать, не спеша, оглядывая тоннели, подъезжая к некоторым, чтобы рассмотреть получше или сфотографироваться. Проезжаем мост над рекой Большая Крутая Губа (здесь, если вы помните, мы катались на лыжах), но это сегодня не для нас - расслабляемся. Шарыжалгай и изящные деревянные домики называемыми в народе "Дача Комарова" остаются сзади.

Рельса из демидовской стали.

Во многих местах на метровой высоте надо льдом в скалы вбиты рельсы. Это остатки вспомогательных мостков для передвижения над водой вдоль скал. Они использовались строителями, которые пробивали тоннели. Эти рельсы сделаны из настоящей демидовской стали на Урале более 100 лет назад. Есть и американские рельсы времен второй мировой войны. На самом полотне КБЖД ни тех и ни других уже не встретишь.

Где-то через 40 км от Култука проезжаем Маритуй - единственный крупный поселок на КБЖД, если не считать порт Байкал. Дорога так хитро петляет между торосовыми полями (кстати, торосы - это льдины, торчащие изо льда на разной высоте), что под колеса нашей кареты попадаются только небольшие, длиной в метр переезды через замерзшие трещины.

Дальше видим круглый мыс, глубоко вдающийся в Байкал - это мыс Половинный. Рядом с ним впадает самая большая река на КБЖД - река Половинная. Скорее всего вы не пойдете в тоннель, прорезающий этот мыс, но зато посмотрите на арку самого длинного на КБЖД тоннеля - 777 м. Дорога рядом с мысом проходит буквально в двух метрах от берега, потому что справа торосовые поля. Выезжаем на девственно чистый лед без всякого снега. Вот мекка для отрабатывания полицейского разворота! Лед не голубой и не синий - он черный и только трещины паутиной покрывают его отполированную поверхность. Отражение как в зеркале.

За мысом Половинным есть необычные строения на берегу - пронумерованные металлические домики и приемно-передающая тарелка антенны на холме. Здесь располагается лаборатория по изучению нейтрино (это такая элементарная частица). Короче говоря, здесь есть интернет :). Едем дальше. Мыс, что маячит на горизонте перед вами - это знак! Пора выгонять с водительского места неопытных пользователей баранки. Теперь едем по-настоящему. Мыс очень заторосен и дорога неровная, в колдобинах, ледяной крошке и снегу. В разные годы ледовая обстановка разная, но на этом и следующем мысе торосы - достаточно постоянное явление. Впрочем, осторожность и немного опыта и мы на "иномарке" проехали без всяких проблем и беспокойств. Как и на Половинном - здесь дорога почти по берегу под скалами. Это был мыс Толстый. Следующий мыс - Бакланий - немного проще.

Если вы обратили внимание, то дорога идет вдоль берега, заворачивая почти во все населенные пункты. Можно ехать своим курсом, но лучше все время знать где дорога, потому что торосы объезжать не по трассе - не очень приятно, да и машин, если что, не так много там ездит... После мыса Бакланьего дорога раздваивается. Одна уходит налево в порт Байкал - если есть время и желание, можно съездить. Другая идет прямо в Листвянку. Мы едем по ней. Проезжаем исток Ангары, машем парому "Бабушкин", идущему в противоположную сторону, в порт Байкал. Начинают попадаться ёлки, воткнутные вдоль трассы слева - это ограничители зоны движения. Не рекомендуется выезжать за них, хотя вы можете и встретить таких "смелых" водителей. Лед на Байкале крепкий и толстый, но судьбу испытывать не стоит.

Дороги Байкала ждут вас.

В Листвянке есть несколько съездов на лед и по одному из них (а не найти вы их не сможете, поскольку здесь просто кишмя кишат разного рода автомобили) можно выехать на асфальт. Кто-то снимает на камеру, кто-то фотографируется, ест, пьет, чинит машину и занимается всем чем можно. После тишины, чистоты снега и льда на протяжении нашей поездки от Култука, серая Листвянка не вызвала особой радости, поэтому мы, попрощавшись с Байкалом, отчалили домой в Иркутск. Если же хорошая компания, соответствующее настроение, то в Листвянке куча мест, где можно перекусить и весело провести время.

Замечательное путешествие закончилось. Но для Вас оно может еще быть впереди - спешите - официально дорога по льду открыта до 20 марта. У вас еще есть время!


Эля or Норка
фото – Максим Пензин
16 февраля 2003