Озеро без удобств


23.07.2002 10:42   "Туринфо"

Отсутствие современных отелей сдерживает развитие туристического бизнеса на Байкале

На сегодняшний день на Байкале сложилась ситуация, когда средств размещения как таковых - пансионатов, турбаз, частных домиков и обычных гостиниц - довольно много. Но в подавляющем большинстве случаев они предлагают очень низкий уровень сервиса. Гостиниц, которые более или менее соответствуют общепринятым стандартам, на Байкале практически нет. Автор этих строк наблюдал, как руководитель туристической группы из Германии, разместившейся в одной из дорогих байкальских гостиниц, не мог в 11 часов вечера найти себе бутылку пива, потому что персонал разъехался по домам, а оставшиеся не имели права обслужить клиента. В качестве утешения ему предложили прогуляться до коммерческого ларька, отстоящего от гостиницы на пару километров

При том, что на Байкале не хватает более или менее нормальных гостиниц, на берегу озера и неподалеку от него стоят базы и комплексы, оставшиеся с советских времен. Чаще всего они принадлежат ведомствам или крупным промышленным предприятиям. Турбазы и пансионаты устарели и давно не обновлялись, поскольку большинство содержавших их предприятий сами едва сводят концы с концами. А те, кто держатся на плаву, не спешат вкладывать средства в туризм. Пример - принадлежащий компании ЮКОС Ангарский нефтехимический комбинат, который владеет несколькими крупными турбазами на южном берегу Байкала. Все эти турбазы - советского типа, с удобствами на уровне пионерлагеря и отсутствием современного сервиса и менеджмента. Впрочем, в компании находят средства для того, чтобы поддерживать состояние баз отдыха на приемлемом уровне, но при этом услугами этих объектов пользуются по преимуществу сами сотрудники компании и члены их семей, а убыточность (как следствие отсутствие нормального менеджмента) компенсируется из собственных средств компании.

Впрочем, есть примеры, когда успешные компании, обладающие с одной стороны серьезными финансовыми ресурсами, с другой - приличной собственной инфраструктурой туризма, стремятся разобраться со своим туристическим хозяйством и даже претендуют на роль крупных самостоятельных игроков. Местный энергетический монополист компания "Иркутскэнерго" недавно обнародовала свои планы в сфере турбизнеса. Созданная "Иркутскэнерго" компания "Гранд Байкал" должна сосредоточить в своих руках управление всеми существующими туристическими объектами "Иркутскэнерго" на Байкале. В ее управлении оказывается самая, пожалуй, современная байкальская гостиница "Зама", соответствующая, по оценке экспертов, европейской категории "3 звезды". В гостинице, построенной в удивительно красивом месте Малого моря, напротив острова Ольхон, есть даже бассейн, что - исключительная редкость для Байкала.


У Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД есть в собственности замечательный туристический объект - памятник российской инженерной мысли, Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), которая идет прямо по берегу Байкала от станции Порт Байкал в районе истока Ангары до станции Култук на Транссибе. Три бывших железнодорожных станции на КБЖД были переоборудованы под прием туристов, главным образом иностранцев. Параллельно при железной дороге было создано подразделение, которое занялось самостоятельными продажами туров по КБЖД с использованием собственных средств размещения. В данный момент этого подразделения в его прежнем виде не существует, а схема управления туристическими объектами находится в стадии реорганизации. Руководство железной дороги, по словам представителей частных турфирм, до сегодняшнего дня блокирует какую-либо постороннюю инвестиционную деятельность в районе КБЖД, но при этом само пока не вкладывает средства в развитие туристических объектов. Ходят слухи, что в ближайшее время ВСЖД собирается избавиться от непрофильных активов, включая объекты отдыха, такие, как турбаза "Култушная", гостиница "Локомотив" в центре Иркутска и все турбазы на КБЖД. Можно рассчитывать, что все это весьма перспективное хозяйство попадет в заинтересованные руки и байкальский туризм получит вполне достойные объекты.

Однако даже эти положительные примеры развития ведомственных средств размещения не спасают положения. Руководители местных турфирм утверждают, что уже сейчас есть немало клиентов, которые готовы платить хорошие деньги за хороший сервис. Примером могут служить некоторые гостиницы в Горном Алтае, в которых цена номера составляет $100 в сутки, но мест в пик сезона не найти.

Но важно даже не только то, сколько клиентов готовы дорого отдохнуть на Байкале сейчас, а сколько захотят приехать сюда через два-три года или даже лет через пять. Очевидно, что гостиничная отрасль на Байкале, как, собственно, и по всей России, будет в ближайшее время развиваться в пользу качественных мест размещения, которые по карману туристу со средним достатком. Дешевыми турбазами с щитовыми домиками и туалетами типа "сортир" и так усеяно все побережье. Своих клиентов они найдут. А вот средний класс, готовый заплатить по $25-40 за место в приличном отеле, вместо Байкала поедет куда-нибудь в другое место. Очевидно также, что байкальскому региону необходима как минимум пара гостиниц классом повыше, с конгресс-холлами, современными средствами связи и качественным набором развлечений. Хотя бы потому, что уже сейчас международные корпорации охотно едут на Байкал, чтобы проводить свои мероприятия. Пока что им нечего предложить, помимо традиционных мест размещения.

По оценке специалистов, средний объем инвестиций в гостиницу на 40-60 мест уровня 3 звезды может составить около $300-400 тыс. Срок окупаемости эксперты оценивают по-разному - от 3 до 10 лет, что делает невыгодным привлечение внешних кредитов. Поэтому дорогостоящие объекты размещения строят, как правило, многопрофильные компании, которые могут позволить себе кредитовать самих себя, привлекая средства из других видов бизнеса. Кстати, аналогичная ситуация сложилась и в Горном Алтае, где большинство высококлассных гостиниц принадлежат крупным барнаульским и новосибирским холдингам, зарабатывающим главным образом на торговле и производстве.

Срок окупаемости на Байкале зависит слишком от многих факторов, но прежде всего, от расположения объекта. Единственное место в западной части Байкала, где можно гарантировать более или менее постоянную круглогодичную загрузку - поселок Листвянка и прилегающие деревни. Поселок находится в 70 км от Иркутска, и к нему проложена хорошая асфальтовая дорога. До любого другого места на побережье Байкала приходится тратить не менее трех часов пути. В Листвянку и едет большинство транзитных туристов на 1-2 дня. Поэтому именно на этот район Байкала приходится большая доля внимания потенциальных инвесторов. Уже сейчас в поселке работают минимум восемь небольших частных гостиниц. Правда, лишь две из них - "Байкал-отель" и "Байкальские терема" - зарегистрированы официально именно как гостиницы. Кроме того, сейчас сразу несколько инвесторов из Иркутска прорабатывают варианты строительства в Листвянке гостиниц уровня 3-4 звезды.

С другой стороны, строительство в одном месте большого количества гостиниц среднего уровня не очень разумно: в межсезонье и зимой заполняемость отелей недостаточна для того, чтобы поддерживать рентабельный бизнес. Владельцы гостиниц все чаще, говорят о том, что необходимо "раскручивать" байкальскую зиму - например, привлекать внимание потенциальных туристов к таким традиционным праздникам, как Новый Год, масленица и т.п. Но вряд ли эти меры обеспечат устойчивую загрузку в течение всего зимнего сезона. Другим решением проблемы могло бы стать привлечение иностранных инвестиций в строительство на побережье озера отелей международных гостиничных сетей.

Между тем, именно Байкал одно из немногих мест в России, куда всегда готовы ехать иностранцы. Уже сейчас ежегодно Прибайкалье посещает более 100 тыс. иностранных туристов. В основном, это транзитные туристы, которые едут по Транссибу в Монголию и Китай. Пока им чаще всего приходится ограничиваться ночевками в иркутских гостиницах и краткими, на 1-2 дня, выездами на Байкал.

МАКСИМ ШАНДАРОВ, "Туринфо"