Краткая хронология строительства по участкам

* Все даты даны по старому стилю. Перевод в новый стиль: до 29 февраля 1900 г. +12 дней, с 29 февраля 1900 г. +13 дней. Основные источники данных - опубликованы в Справочнике.
** Участки дороги приведены по географическому следованию Транссиба, с запада на восток.

 

Сроки ледостава, работы паромной и гужевой переправы по годам

Как показала первая зима эксплуатации паромной железнодорожной переправы через Байкал, ледоколы оказались способны пробивать байкальский лед только в первые дни после ледостава. Поэтому, чтобы не прерывать сообщение зимой была сооружена гужевая переправа, обеспечивающая перевозку почты, пассажиров и грузов.

Год

Время ледостава

Время прекращения рейсов

Оттепель и восстановление рейсов

Гужевая переправа началась

Гужевая переправа окончилась

1900-1901

16 (31) декабря

31 декабря
(13 января)

18 апреля (1 мая)

31 декабря
(13 января)

19 апреля (2 мая)

1901-1902

20 декабря
(2 января)

4 (17) января

16 (29) апреля

2 (15) января

18 апреля (1 мая)

1902-1903

6 (19) декабря

21 января
(3 февраля)

оттепель 18 апреля
(1 мая), рейсы с
16 (29) апреля

пассажиров с
20 января (2 февраля),
грузов с 22 января
(4 февраля)

15 (28) апреля

1903-1904

23 декабря
(5 января)

13 (26) января

пробный рейс
21 апреля (4 мая),
правильные - с
23 апреля (6 мая),

пассажиров с
12 (25) января,
грузов с 13 (26) января

грузов с
17 (30) апреля,
пассажиров с
23 апреля (6 мая)




































Гужевая переправа начиналась, как правило, до прекращения рейсов ледоколов, и иногда возникали ситуации, когда мощный ледокол шел медленно, преодолевая льды, а недалеко от него проходил гужевой тракт и лошади легко обгоняли "Байкал".
Источник: Байкальская паромная переправа: К 100-летию строительства и эксплуатации / Под общ. ред. В. Г. Третьякова. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2000. - с.с. 130-163.

 

Избранные даты в жизни дороги


Чертежи

Общий вид ледокола

Ледокол в разрезе

Чертежи ледокола "Байкал" присланы Джо Кэфри, Англия, взяты из Музея Науки, Ньюкасл.

 

Тематические подборки

 

М. А. Крайнов. Изыскания других вариантов дороги
Данная подборка рассказывает о различных неосуществившихся вариантах дороги. Подробный рассказ об изысканиях дороги вдоль Иркута, Большой Олхи и Китоя.
Источники: Изысканiя Кругобайкальской желъезной дороги, В. Вознесенский; Геологическiя изслъедованiя вдоль линiи Кругобайкальской желъезной дороги, Мушкетов И.В.; статьи различных авторов

 

М. А. Крайнов. Линия Иркутск - Байкал.
На этой странице сделана попытка собрать воедино немногочисленные сведения о разобранной и затопленной водохранилищем Иркутской ГЭС железнодорожной линии Иркутск - Байкал.
Источник: архив ВСЖД.

 

Исторические статьи

 

Отрывок. Кругобайкальская железная дорога. Описание.
Описание дороги для пассажиров, путешествующих по тогдашнему Транссибу. Приведена также таблица станций с километражем в верстах.
Источник - Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, 1908-1909 г.

 

Н. А. Александров. Кругобайкальская железная дорога. Исторический очерк.
Эта статья, опубликованная в юбилейном номере журнала "Железнодорожный Транспорт", посвященном 100-летию Транссибирской магистрали, по нашему мнению, наиболее полно и последовательно раскрывает предысторию и историю строительства уникальной дороги, приводя множество имен, фактов, дат. Имеются некоторые расхождения с данными по длине участков Кругобайкальской дороги, опубликованными в нашем Справочнике на основании километровых знаков на местности, и приведенными в статье.
Источник - "Железнодорожный Транспорт", номер 5, 1991 г.

 

Автор не указан. Выбор пути и строительство дороги
История изысканий, выбора маршрута Кругобайкальской дороги и ее строительства. Приведены новые факты и даты. (Статья приведена с извлечениями, поскольку была написана с идеологическим налетом социалистического времени). Примерное время опубликования - 1985-87 гг.
Книга "Кругобайкальская железная дорога", составитель О.В.Маркевич. Иркутск.

 

А. Хобта. Что нам стоит Кругобайкальскую железную дорогу построить?
Описание сложностей, сопровождавших сооружение Кругобайкалки.

А. Хобта. О чем молчат тоннели?
Краткий очерк о тоннелях и очень подробное описание самых-самых тоннелей: длинного, дорогого, сложного.

 

Мушкетов И. В.. Наивыгоднейшее направление Кругобайкальской железной дороги с геологической точки зрения
Статья известного геолога начала века о том, почему было принято решение строить дорогу берегом Байкала а не по Иркуту.
Книга "Геологическiя изслъедованiя вдоль линiи Кругобайкальской желъезной дороги, произведенныя подъ общим руководствомъ профессора И. В. Мушкетова", Санкт-Петербург, Типография М. Стасюлевича, 1904 г.

 

Воспоминания

 

А. Н. Климентов. Дорога длиною в век.
Воспоминания сына подрядчика Вильгельма Иосифовича Лишко, жившего в Танхое во время строительства Кругобайкальской железной дороги.
Источник - Наука и жизнь.-1996.-№2.-С.42-53..