РУССКИЙ  ЯЗЫК.

 

Елена Уварова

 

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что творится дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» – на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.

«Истинно, великому народу дан и великий язык. Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. Есть соревнователь у русского языка – санскрит праотец. Но на нем даже в Индии уже не говорят. А ведь русский язык жив. Он живет для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом…

Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу», - эти слова принадлежат великому гуманисту нашего столетия Н. Рериху.

 

Праотцом русского языка, как впрочем и других европейских языков, является санскрит.

Как отмечает Е. П. Блаватская в своей книге "Из пещер и дебрей Индостана": " от санскритского произошли все менее древние индоевропейские и современные языки и диалекты Европы…"

Это было доказано благодаря изучению и переводам древних литературных источников, выполненным венгерским ученым Ксомо де –Кэрэшем.

Но, к сожалению, красоту и богатство санскрита сумел сохранить лишь русский язык и близкие к нему славянские языки. Дело в том, что русские относятся к первой подрасе пятой коренной расы. Всего таких подрас, впрочем как и рас, - семь.

Это "самый высокий (духовно) тип людей сейчас на Земле", как записано в "Чаше Востока".

О духовности Руси говорит ее многообразное и щедрое искусство, хорошо известное во всем мире. Сейчас повсеместно признано, что русский балет и исполнительская музыкальная школа – лучшие. А кто же не знает неповторимой прелести русских песен и музыки? Оригинален талант наших древних иконописцев. Имена наших талантливых писателей также известны во всем мире. Никто не станет отрицать, что в области искусства России принадлежит пальма первенства. Что же касается материальной стороны жизни… Русских она трогала меньше. Да и не могло быть иначе для нации духовной. В наше время мы также не должны изменять своей сути. Задача Новой России – поднимать уровень духовности во всем мире, являясь примером для других стран в нравственной жизни.

Духовность тесно связана с космичностью мышления. Недаром именно Россия прославилась такими учеными, как Чижевский, Вернадский, Циолковский. И не случайно нашей стране принадлежит пальма первенства в космических полетах.

В противоположность этому западное мышление накрепко привязывает человека к Земле, как единственному из обитаемых миров. И кто, как не русские помогают Западу совершать прорыв в Космос?

Древняя философия часто объясняла внутреннее единство основных понятий с помощью чисел. Наиболее часто в духовной литературе встречается число семь. Семь рас человечества, семь цветов радуги, семь нот музыкальной гаммы, семеро мудрецов, семь возрастов… Если говорить о соотносимости понятий с числами, то первой подрасе людей соответствует, например, первый из цветов радуги – красный ("каждый охотник желает знать…). Недаром на Руси так часто упоминается красный цвет: красная девица, Красная площадь, красный угол в доме. Цвет этот имеет значение "первый". Красный цвет – символ первой расы, подрасы, звука и т. д..

Основная же масса европейцев относится к пятой подрасе пятой расы, самой высокой по физическому уму.

Но рассудочное мышление без развития духовности приводит к постепенному упадку науки, искусства,  литературы. Это хорошо сейчас заметно на примере западной цивилизации, где придается самое большое значение материальным ценностям. Отсюда произошло и постепенное обеднение западных языков (лексики, грамматики, письменности).

Западный языковед Б. Уорф, например, отмечал: «Грамматика не есть просто инструмент для воспроизведения мыслей, напротив, грамматика сама формирует мысль», поэтому «употребляющие разные грамматики должны прийти к разным мировоззрениям».

Недаром так трудно Западу понять русское общинное мышление, так же как и русскому – прагматизм романо-германцев.

Далее Б. Уорф продолжает: «…Картина вселенной меняется от языка к языку».

Российский историк – санскритовед В. Ф. Гусев считает:

"Современный русский алфавит – авангард среди буквенных алфавитов мира, так как только в нем осуществлен логический принцип: каждому звуку речи – своя буква. В западноевропейских алфавитах на основе латиницы некоторые звуки речи обозначаются двумя, тремя и даже четырьмя буквами, и наоборот – одна буква, например, Х (икс) обозначает два звука – КС. Это признак отсталости Запада от Востока в области письменности".

Недаром многие филологи сталкиваются с трудностями при переводе текстов на западные языки, ибо идея, заключенная в некоторых понятиях ( например, философских) "остается непостижимой для западного ума" ("Чаша Востока").

У славян письменность существовала задолго до введения кириллицы. Например, "Велесова книга", книга новгородских волхвов девятого века, написана руническим письмом, как отмечает переводчик этой книги А. И. Асов. Буквы этого письма во многом совпадают с греческими. Раньше считалось, что славяне применяли греческие буквы для передачи речи. Но в "Велесовой книге" утверждается, что, наоборот, греки заимствовали письменность у славян. Приводится легенда о некоем греке Иларе, перенявшем у славян это изобретение.

"Но вспомните о том Иларе, который хотел учить детей наших и должен был прятаться в домах наших, чтобы мы не знали, что он учит наши письмена и то, как приносить жертвы богам нашим".

А. И. Асов отмечает: "Сохранились и свидетельства о письмах, посылаемых скифскими царями переднеазиатским властителям".

А ведь скифы – одна из славянских народностей. Об этом говорит "Велесова книга".

Не пора ли нам пересмотреть наше отношение к уровню знаний наших предков? Кому же, как не самой духовной из подрас, опережать своих современников в искусстве и науке? И, если древние книги славян пока не найдены, нет основания утверждать, что мы отставали от других европейских народностей.

Следует отметить также влияние языка на формирование мышления. Чем богаче возможности языка, чем красивее по звучанию речь, тем одухотворенней мышление людей, думающих и говорящих на этом языке. Иными словами, русский язык формирует чувствознание или понимание сути явлений.

Любой язык можно охарактеризовать по темпу речи. Темп речи – показатель духовного мировосприятия. Быстрый темп речи говорит о поверхностном мышлении, о том, что интеллектуальное мышление не было пропущено через орган тонкого восприятия (синтеза) –сердце. Ошибка современной российской школы – введение чтения на скорость. А ведь быстрый темп речи никогда не был характерен для русского народа. Для русского языка характерна торжественность и отточенность каждой фразы. То, что считается медлительностью нашего мышления, на самом деле является способностью к синтетическому мышлению, более глубокому по сравнению с интеллектуальным, западным. Ориентация на быстрый темп речи приводит к огрубению молодого поколения. А ведь благодаря способности к синтезу русский народ впитал в себя культуру различных народов и сумел объединить представителей различных рас, верований. Именно способность к синтезу приводит к пониманию, что источник всех верований един, что понимание красоты едино в своей основе и дает возможность мирно соседствовать различным народам.

Русский язык уникален. В. Ф. Гусев проницательно отмечает, что в наше время русский алфавит (да и сам язык) выполняет роль объединяющего культурного начала на большей части Евразии.

Однако сейчас в русском языке все не так благополучно, как хотелось бы. Происходит беспрецедентное его засорение, и – не в силу надобности. Большинство необходимых слов и понятий существует в самом русском языке, но их зачастую считают устаревшими или вышедшими из моды. В России – настоящая англомания. Захватывает она все слои населения. Это – престижно, это – модно. Но мало кто задумывается, что такое наступление на русский язык оборачивается необратимыми изменениями самого мышления, которое уподобляется западному. И доля прозападного настроения (считай, мышления) велика. Нечего думать, что таких людей будет серьезно заботить судьба России. Они постепенно становятся чужими своему народу.Что ж, в отношении этих людей природа сама сделает свой выбор…

Непонятна и позиция части филологов, вполне серьезно выдвигающих идею об упрощении правописания в русском языке или сокращении его алфавита. Что слышим, то и пишем! Что это – сознательное вредительство или очередная глупость? Невелик же еще, в таком случае,  уровень людского сознания.

К счастью, большая часть населения любит русский язык. Именно им и строить свою страну, им и принадлежит будущее.

В заключение приведу слова Н. К. Рериха: "Прекрасен русский язык. И на нем скажут лучшие мысли о будущем".

 

Литература:

1.      Н. К. Рерих "Русский язык".

2.      Е. П. Блаватская  "Из пещер и дебрей Индостана", М., 1994 г.

3.      "Чаша Востока", Рига – М. – Минск, 1995 г.

4.      "Свет", № 2, 1999 г.

Брутян Г. А. О гипотезе Сепира – Уорфа, // Вопросы философии, 1969, № 1.