Ермак Тимофеевич- путь в XXI век

 

«Ермак - один из авторитетнейших наших национальных героев, опоэтизированный народным творчеством во множестве сказаний, легенд и песен. Но за всеми эпическими сообщениями стоит реальный человек, смелый, вольнолюбивый патриот и исключительной храбрости воин, богатырь и талантливый военачальник, защитник Родины. Не зря в народных сказаниях Ермака называют младшим братом Ильи Муромца». Академик А.П. Окладников

И тем не менее Ермак остается одной из самых загадочных личностей нашей истории, тайну которой пытаются разгадать несколько поколении исследователей, А загадка Ермака - это за- гадка особая, потому что здесь проступает важнейший вопрос истории — о роли Ермака в ос- воении Востока,

Есть несколько версий о происхождении Ермака. и одна из них — о его происхождении из строгоновских вотчин на реке Чусовой. Это нашло отражение в сказе П.П Бажова «Ермаковы лебеди». До нашего времени на Урале сохранились скалы, пещеры, следы укреплений, назван- ных героическим именем Ермака. По сути, Урал является базой экспедиции, отсюда началось завоевание Сибири и присоединение ее к России.

Размахом путей сибирских измеряется путь Ермака, претворившего сказание в жизнь В Омском соборе находится знамя Ермака и несет на себе лик Св. Георгия. На том же белом коне. в бессменном доспехе ратном святой Воитель провел Ермака по многим стремнинам, сделав нечаянное возможным.

Чтобы оценить значение похода Ермака «со дружиною» в Сибирь для будущего не только России, но и планеты. необходимо узнать, и полюбить того. кто стоял во главе этой экспедиции.

Сегодня не случайно возрождается казачество. Ермак поднял на высокую степень престиж казаков, которые в 16 веке охраняли Российское государство и являлись передовыми, свободо- любивыми людьми, как и их славный атаман.

Согласно летописи численность армии Ермака составило около пятисот воинов. Для нее была характерна высокая организация и известная иерархия; воевода сверх атаманов избирал есаулов. сотников, пятидесятников.

По отзывам казаков его войска "Ермак был великодушен и неустрашим. В продолжение все- го времени Ермак поступал сколь благоразумно, как и неторопливо и явил .знаки величия своего духа». Он всегда мог найти доброе слово дня устрашившегося трудностей и упавшего сердцем, справедливость его не знала себе равных среди земных царей. Казаков он называл братьями.

А государственный ум и мудрость в отношении всех дел сибирских поражала столь искусных и хитрых во взаимоотношениях азиатов, что приходили местные князья сибирские с данью и просили быть их царем.

Завет отцов: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет, на том стоит Русь и стоять будет» Ермак исполнил свято. При завоевании Сибири всегда предпринимались мирные переговоры, а военные действия ~ только в случае вражеского нападения. В напряженнейшие минуты боевых действий Ермак обращался к казакам с пламенной речью. Сколько благородных высоких чувствований таилось в глубине его души! Понимание своей ответственности перед Россией, перед Богом давало ермаковцам силу пре- одолевать все препятствия на своем пути. Пишут, что «грозный, неумолимый Ермак жалея воинов христианских в битве, не жалел их в случае преступления и казнил за всякое ослуша- ние, за всякое дело студное, ибо требовал от дружины не только повиновения, но и чистоты душевной, чтобы угодить вместе и царю земному, и Царю Небесному. И казаки его, по сказанию тобольского летописца, и в пути, и в столице Сибирской вели жизнь целомудрен- ную, сражались и молились". (Н.М. Карамзин "История государства Российского). Ермак безошибочно умел уловить общее настроение, повести за собой буйное товари- щество. Речь он держал последним и развеивал все колебания. Ермак Тимофеевич сосредоточил в своих руках огромную власть. Но во время экспедиции самые ответственные решения он принимал с советом и по решению всего товарищества.

В "Истории Сибирской" Семена Ремезова (17 век) описаны чудесные явления, сопровождавшие поход ермаковцев. Так, на Тоболе казаки пошли вперед «по явлению святителя Николая Чудотворца». В опасный момент казачье знамя с ликом Спасителя поднялось из струга и само пошло вперед, увлекая за собой отряд. Сам Господь явился с Небесным Воинством и не дал стрелять басурманам в дружинников.

Ермак стал героем сказаний русских переселенцев. Фольклор азиатских народностей уделяет ему не меньше внимания. Истина, стоявшая за подвигам этого великого духа, как бы озарила, осветила всю азиатскую Россию.

Исполнилось пророчества М. Ломоносова: "Российское могущество прирастать будет Сибирью". В логической последовательности исторических событий нет отдельно совершающихся явлений. За четыреста лет готовилась Россия к будущему двадцатому веку, на который придется пик Армагеддона, отразившийся во II Мировой войне.

Современные философы и ученые пришли к выводу, что за Урало-Алтайско-Сибирским регионом стоит будущее человеческой цивилизации. Ермак первый открыл путь в Сибирь через Урал, как в свое время Петр 1 прорубил окно в Европу. Присоединив Сибирь к России, Ермак тем самым построил мост между Европой и Азией. Востоком и Западом и проложил путь в Центральную Азию, куда издавна устремлялись староверы, ищущие умы. Был открыт путь на Восток, откуда всегда идет свет, где находится таинственное Беловодье, все века притягивающее искателей Бога и смысла жизни. Обо всем этом знал Ермак и, зная, вместе с казаками прокладывал пути в Беловодье. Не случайно исследователи предполагают, что Ермак — одно из великих и известных воплощений.

Как монголы почитали за святого Чингисхана, так и сибиряки после смерти Ермака молились ему как великому святому. Над его могилой, согласно легенде, долго стоял светлый огненный столб до самого неба.

Именно Ермаку должен стоять памятник на берегу р. Миасс, как первооткрывателю пути в Беловодье, в 21 век, как символу единения Европы и Азии. Идея создания памятника Ермаку в г. Челябинске выдвинута Бажовской Академией и под- держана Челябинским Фондом Культуры и творческой интеллигенцией города. Просьба к уральским художникам, скульпторам принять участие в создании памятникам замечательному народному водителю.

А. Кузнецова.